Артикуляционная гимнастика при дизартрии: полезные упражнения

Методика работы с детьми при дизартрии

Артикуляционная гимнастика при дизартрии: полезные упражнения

Оля Казначеева
Методика работы с детьми при дизартрии

Методика работы с детьми при дизартрии

Работа по расслаблению мышц артикуляционного аппарата начинается с общего мышечного расслабления, расслабления шейной, грудной мускулатуры, мышц рук.

Затем проводится расслабляющий массаж мышц лица. Движения начинаются с середины лба по направлению к вискам. Они производятся легкими поглаживающими равномерными движениями кончиками пальцев в медленном темпе.

Расслабляющий массаж проводится дозированно, распространяется только на те области лица, где имеется повышение мышечного тонуса, в группах же мышц вялых, ослабленных применяется тонизирующий, укрепляющий массаж. Вторым направлением расслабляющего массажа лица является движение от бровей к волосистой части головы.

Движения проводятся равномерно обеими руками с двух сторон. Третьим направлением движения является движение вниз от линии лба, через щеки к мышцам шеи и плеча.

Затем приступают к расслаблению мышц губ. Логопед помещает свои указательные пальцы на точку, находящуюся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Движения идут к средней линии, так что верхняя губа собирается в вертикальную складку. Такое же движение проделывается с нижней губой, затем с обеими губами вместе.

В следующем упражнении указательные пальцы логопеда помещаются в то же положение, но движения идут вверх по верхней губе, обнажая верхние десны, и вниз по нижней губе, обнажая нижние десны. Затем указательные пальцы логопеда помещаются в углы рта и губы растягиваются (как при улыбке).

Обратным движением с образованием морщинок губы возвращаются в исходное положение. Эти упражнения проводятся при различном положении рта: рот закрыт, приоткрыт, полуоткрыт, широко открыт. После расслабления, а при низком тонусе — после укрепляющего массажа губ тренируют их пассивно-активные движения.

Ребенка учат захватывать и удерживать губами леденцы, палочки различного диаметра, учат пить через соломинку.

После общего мышечного расслабления и описанных выше упражнений приступают к тренировке мышц языка. При их расслаблении важно учитывать, что они тесно связаны с мышцами нижней челюсти.

Поэтому движение вниз в полости рта спастически приподнятого языка проще всего достигается при одновременном движении вниз нижней челюсти (открывание рта). Детям школьного возраста подобные упражнения предлагаются в виде аутотренинга: «Я спокоен, совершенно расслаблен, язык спокойно лежит во рту.

Медленно опускаю его вниз, когда опускается нижняя челюсть». Если этих приемов недостаточно, то полезно на кончик языка положить кусочек стерильной марли или стерильную пробку. Возникающее тактильное ощущение помогает ребенку понять, что что-то мешает свободным движениям языка, т. е. ощутить состояние спастичности.

После этого логопед шпателем или языковым депрессором производит легкие горизонтальные нажимы. Следующим приемом являются легкие плавные покачивающие движения языка в стороны. Логопед осторожно захватывает язык кусочком марли и плавно ритмично двигает его в стороны.

Постепенно пассивная помощь логопеда уменьшается, и ребенок сам начинает выполнять эти упражнения. Массаж проводит специалист (ЛФК, однако элементы его используются логопедом, родителями под обязательным контролем врача, с соблюдением необходимых гигиенических правил.

Выработка контроля за положением рта. Отсутствие контроля за положением рта у детей с дизартрией значительно затрудняет развитие произвольных артикуляционных движений. Обычно рот у ребенка приоткрыт, выражено слюнотечение.

Первый этап работы — упражнения для губ, способствующие их расслаблению и усилению тактильных ощущений в сочетании с пассивным закрыванием рта ребенка. Внимание фиксируется на ощущении закрытого рта, ребенок видит это положение в зеркале.

На втором этапе закрывание рта производится пассивно-активным путем. Вначале ребенку легче закрыть рот в положении наклона головы и легче его открыть в положении слегка запрокинутой головы. На начальных этапах работы используются эти облегченные приемы. Переход от пассивных движений открывания рта к активным становится возможным через рефлекторное зевание.

На третьем этапе тренируют активное открывание и закрывание рта по словесной инструкции: «Открой рот широко», «Вытяни губы вперед», «Собери губы в трубочку и возврати их в исходную позицию».

Предлагаются различные задания по имитации положения рта, представленного на картинках. Постепенно упражнения несколько усложняются: ребенка просят дуть через расслабленные губы, производить вибрационные движения.

Артикуляционная гимнастика. При ее проведении большое значение имеет тактильно-проприоцептивная стимуляция, развитие статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий.

На начальных этапах работу проводят с максимальным подключением других, более сохранных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного).

Многие упражнения проводят с закрытыми глазами, привлекая внимание ребенка к проприоцептивным ощущениям.

Артикуляционная гимнастика дифференцируется в зависимости от формы дизартрии и тяжести поражения артикуляционного аппарата.

Перед работой по развитию подвижности речевой мускулатуры проводят упражнения для мимических мышц лица. Уже с дошкольного возраста у ребенка развивают произвольность и дифференцированность мимических движений и контроль за своей мимикой. Ребенка учат по инструкции закрывать и открывать глаза, хмурить брови, надувать щеки, проглатывать слюну, закрывать и открывать рот.

Для развития достаточной силы мышц лица, губ используют специальные упражнения с сопротивлением, применяя стерильные салфетки, трубочки. Ребенок обхватывает трубочку губами и старается ее удержать, несмотря на попытки взрослого вытянуть ее изо рта.

Артикуляционная гимнастика языка начинается с воспитания активного прикосновения концом языка к краю нижних зубов. Затем развивают общие, менее дифференцированные движения языка вначале в пассивном плане, затем в пассивно-активном и, наконец, активные движения.

Стимуляция мышц корня языка начинается с их рефлекторных сокращений путем раздражения корня языка шпателем. Закрепление осуществляют произвольными покашливаниями.

Важным разделом артикуляционной гимнастики является развитие более тонких и дифференцированных движений языка, активизация его кончика, отграничение движений языка и нижней челюсти. Полезны упражнения по стимуляции движений кончика языка при открытом рте, неподвижной челюсти.

Развитие артикуляционной моторики ведется систематически, длительно, используя общий комплекс и специфические упражнения.

Работа облегчается использованием игр, которые подбираются в зависимости от характера и степени тяжести поражения артикуляционной моторики, а также с учетом возраста ребенка.

Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально. При нарушениях произношения нескольких звуков важна последовательность в работе.

В первую очередь для коррекции отбираются те фонемы, которые в определенных контекстах могут произноситься правильно, а также те, моторные координации которых наиболее просты.

Или выбирается звук, наиболее легко поддающийся коррекции, например звук, который отраженно произносится правильно.

Перед вызыванием и постановкой звуков важно добиваться их различения на слух.

Моделируя ребенку тот или иной артикуляционный уклад, логопед стимулирует вызывание изолированного звука, затем его автоматизирует в слогах, словах и в контекстной речи.

Необходима тренировка слухового восприятия, ребенок должен научиться слушать самого себя, улавливать разницу между своим произношением и нормализованным звуком.

https://www.youtube.com/watch?v=s3LHcZ2M5nE

Существует несколько приемов постановки звуков при дизартрии.

Наиболее распространенным является метод так называемой фонетической локализации, когда логопед языку и губам ребенка пассивно придает необходимую позицию для того или иного звука.

Используются зонды, плоские пластинки для языка и целый ряд других приспособлений. Внимание ребенка привлекается к ощущению положений. Затем он выполняет движения самостоятельно при некоторой помощи логопеда и без нее.

При работе над звукопроизношением опираются на знание артикуляционных укладов родного языка, анализ структуры нарушений звукопроизношения у каждого ребенка (кинетический анализ) и на специфические приемы постановки отдельных звуков.

Основными методами работы являются: двигательно-кинестетический и слухо-зрительно-кинестетический.

В процессе логопедической работы устанавливаются межанализаторные связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением, между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада данного звука и двигательным ощущением при его произнесении. Все методы коррекционной работы основаны на закономерностях развития фонетико-фонематической системы языка в норме.

При формировании звукопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях речевой коммуникации, предупреждении и преодолении вторичных нарушений речи логопед проводит работу по автоматизации и дифференциации звуков, формированию произносительных навыков в различных ситуациях общения. Звуки закрепляются в словах и предложениях.

Для автоматизации используется прием одновременного проговаривания звука и изображения его символа — писание и говорение. Эти упражнения способствуют усилению звука, обогащению его моторным действием.

Для детей, которые не могут писать, звук произносится одновременно с похлопыванием пальцами или постукиванием ногой.

Затем новый звук закрепляется в различных слогах.

Постепенно переходят от простых упражнений к более сложным, убыстряя темп упражнений.

При работе над звукопроизношением важно выявить сохранные компенсаторные возможности ребенка (сохранные звуки, артикуляционные движения, специальные звукосочетания и слова, в которых дефектные звуки произносятся правильно). Работа строится с опорой на эти сохранные звенья.

Коррекция звукопроизносительной стороны речи сочетается с работой над ее выразительностью. Работа проводится путем подражания. Ребенка учат ускорять и замедлять темп речи в зависимости от содержания высказывания, равномерно чередовать ударные и безударные слоги, выделять паузами или повышением голоса отдельные слова или группы слов.

и методы работы видоизменяются в зависимости от характера и тяжести дизартрии, от общего уровня речевого развития.

При сочетании дизартрии с речевым недоразвитием осуществляется комплексная программа логопедических занятий, включающая фонетическую работу, развитие фонематического слуха, работу над словарем, грамматическим строем, а также специальные мероприятия, направленные на предупреждение или коррекцию нарушений письменной речи.

В других случаях проводится работа над звукопроизношением и уточнением фонематического слуха.

Во всех случаях основной задачей логопедической работы при дизартрии является развитие и облегчение речевой коммуникации, а не только формирование правильного произнесения звуков.

Используются приемы игровой терапии в сочетании с индивидуальной работой над артикуляцией, дыханием, фонацией и коррекцией звукопроизношения, а также над личностью ребенка в целом.

Наиболее часто встречается псевдобульбарная дизартрия, при которой важное значение имеет применение дифференцированного массажа (расслабляющего и укрепляющего) с учетом состояния мышечного тонуса в отдельных мышцах артикуляционного аппарата, а также артикуляционной гимнастики. Логопедическая работа включает развитие речевого дыхания, интонационно-методической стороны речи, фонематического восприятия.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/metodika-raboty-s-detmi-pri-dizartri.html

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Артикуляционная гимнастика при дизартрии: полезные упражнения

Дизартрия – это расстройство речи, при котором человеку становится сложно произносить некоторые слова, а также отдельные звуки. Пациент начинает говорить неразборчиво, в некоторых случаях он вовсе утрачивает данную способность.

При этом способность логически мыслить и понимать слова других сохраняется. Важно как можно раньше начать лечить заболевание, чтобы можно было улучшить самочувствие. В частности врачами рекомендована артикуляционная гимнастика при дизартрии.

С её помощью можно улучшить способность человека разговаривать и произносить проблемные звуки.

Причины

Следует понимать, что основная причина дизартрии – это поражение головного мозга, в результате которого органы, участвующие в процессе речи, отличаются малой подвижностью. То есть, плохо выполняют свою функцию ые связки, язык, губя и нёбо.

При этом существует немало провоцирующих факторов, которые могут привести к появлению заболевания. Именно по этой причине человеку важно выяснить, что в конкретной ситуации привело к появлению недуга.

Основные причины:

  • Вирусные болезни, перенесённые матерью при беременности. Они могут негативно сказаться на развитии плода.
  • Тяжёлые или слишком быстрые роды. Это тоже повышает вероятность столкнуться с дизартрией.
  • Сильный токсикоз на ранних сроках беременности.
  • Неправильное развитие плаценты и преждевременное её отслоение.
  • Сосудистая недостаточность. Эта причина может у взрослых спровоцировать нарушение речи.
  • Инсульт. Из-за него нередко повреждаются области головного мозга. Как итог, человек сталкивается с дизартрией.
  • Генетические или дегенеративные болезни нервной системы. К ним можно отнести, к примеру, болезнь Альцгеймера и Хантингтона. В этом случае нарушение речи будет не главной проблемой, которая потревожит человека.
  • Рассеянный склероз. Он может возникнуть в любом возрасте. Как итог, у человека могут возникнуть проблемы с выражением своих мыслей словами.
  • Бульбарный паралич астенического типа.

Воспалительный процесс головного мозга или новообразование. Это тоже негативно сказывается на функционировании органа, из-за чего человек начинает страдать от дизартрии.

https://www.youtube.com/watch?v=ah-UdyTbDT8

К слову, даже травмы головы, лекарственная передозировка, отравление угарным газом способны привести к возникновению и развитию заболевания. Именно по этой причине человеку важно внимательно следить за своим здоровьем и предотвращать возникновение негативных факторов.

В большинстве случаев дизартрия наблюдается именно у детей, и в такой ситуации крайне важно вовремя её распознать и начать лечение. Тогда будет возможность значительно улучшить самочувствие, а также не допустить развития патологии.

Симптоматика

Расстройства речи важно сразу обнаружить и принять меры для улучшения самочувствия. Чтобы можно было своевременно распознать недуг, понадобится запомнить его основные симптомы. Их немало, при этом большая часть из них наблюдается именно у детей.

Признаки:

  • Проблемы с произношением звуков. Дети их искажают и коверкают. Поначалу их речь могут понимать только родители, при этом по мере развития заболевания даже мама и папа могут утратить подобную способность.
  • Трудности при освоении письменной речи. Если ранее ребёнок не осваивал данный навык, тогда с этим нередко появляются проблемы.
  • Ребёнку тяжело жевать и проглатывать пищу. Это связано с тем, что наблюдается слабость лицевых мышц.
  • Ухудшение функции голосообразования. Может измениться интонация, ритм и темп речи. При этом подобное способно произойти как внезапно, так и постепенно. Например, ребёнок может начать тихо разговаривать.
  • Недоразвитость крупной и мелкой моторики. Ребёнок может тяжело прыгать на одной ноге, вырезать фигуры из бумаги, шнуровать обувь и застёгивать пуговицы.

Симптомы могут отличаться в зависимости от того, какая форма заболевания имеется у человека. Именно по этой причине признаки могут меняться, но наличие хотя бы одного из них говорит о том, что у человека имеются значительные проблемы с речью. Следовательно, нужно будет обратиться к врачу, чтобы пройти диагностику и начать лечение.

Помимо стандартных методов терапии, ребёнку рекомендована артикуляционнаягимнастика. С её помощью удастся значительно улучшить произношение звуков, если регулярно выполнять упражнения.

Разновидности гимнастики

Логопедические упражнения при дизартрии бывают разных видов, и оба из них борются с симптомами заболевания. Следует рассмотреть, какие именно варианты гимнастики существуют.

Виды:

  • Пассивная. Подобные упражнения при дизартрии используются в той ситуации, Если из-за утраты мышечной силы несовершеннолетний не может самостоятельно выполнять движения. Коррекция подразумевает одностороннюю работу, когда специалист будет механически воздействовать на органы речи малыша, к примеру, при помощи палочек, зонда или рук. Это позволяет сделать лучше мышечный тонус, а также нормализовать их функционирование. Как итог, ребёнок постепенно сможет самостоятельно выполнять гимнастику.
  • Активная. Она рекомендована, если у ребёнка лёгкая форма отклонения. Также на неё могут перейти при заметных улучшениях после пассивной гимнастики. Ребёнку придётся повторять движения за специалистом, чтобы улучшить функцию речевого аппарата. При этом часто применяются специальные предметы, которые понадобится удерживать во рту.

При регулярном выполнении гимнастических упражнений удастся добиться расслабления зажатых лицевых мышц, поставить силу голоса, укрепить мышцы лица, а также усилить кровоток к органам речи. Помимо этого, специалист сможет поставить ребёнку верное произношение слогов и звуков. Именно по этой причине гимнастика рекомендована для детей, у которых была диагностирована дизартрия.

Варианты упражнений

Логопедическая гимнастика должна выполняться регулярно, даже в домашних условиях. В этой ситуации можно будет добиться действительно впечатляющих результатов. Следует запомнить полезные упражнения, которые улучшат состояние пациента.

Различные упражнения:

  • Нужно растягивать губы руками так, чтобы они приняли положение улыбки. При этом их следует зафиксировать на несколько секунд. Также понадобится сильно смыкать губы и воссоздавать положение, которое необходимо для произношения конкретных звуков, таких как «О», «У», «Э» и другие.
  • Следует выполнять покашливание с открытым ртом, при этом во время него необходимо высунуть язык. Также необходимо медленно проглатывать воду, а также удерживать её во рту и имитировать процесс полоскания. Следует постараться чётко и медленно произносить различные звуки, например, «К», «Г», «Т» и «Д». Это хорошие упражнения для разминки глотки и нёба.
  • Ребёнку будет полезно самостоятельно вытягивать губы в трубочку, а также удерживать открытым рот, чтобы были видны зубы. Помимо этого, малыш должен самостоятельно постараться растянуть губы в улыбку, при этом специалист будет минимально его в этом поддерживать. Это удачные статистические упражнения, которые позволят улучшить речь.

Дизартрия бывает разных видов: псевдобульбарная, смешанна, корковая и др. При всех видах заболевания полезно делать логопедический массаж и упражнения.

Точную схему гимнастики необходимо разрабатывать, основываясь на индивидуальные особенности ребёнка. В этом случае удастся добиться наилучшего результата, если регулярно выполнять упражнения. Безусловно, это не единственный метод терапии, который потребуется использовать. Только комплексная схема лечения позволит добиться максимально положительного результата.

Источник: https://nevrology.net/metody-lecheniya/gimnastika-i-uprazhneniya/artikulyatsionnaya-pri-dizartrii.html

Артикуляционная гимнастика при дизартрии: примеры упражнений

Артикуляционная гимнастика при дизартрии: полезные упражнения

Дизартрия – это синдром, который выражается в расстройстве звукопроизносительной и просодической стороны речи, искажении произношения слов и слогов.

Эти нарушения вызваны расстройством нервной системы и работы мозга, приводящим к неправильному функционированию ых связок, лицевых и дыхательных мышц.

  Артикуляционная гимнастика при дизартрии представляет собой комплекс упражнений для консолидации артикуляционных мышц и постановки правильных движений органов речи.

Дизартрия и ее причины. Что такое коррекция речевых нарушений

Искажения речи, вызванные поражением центрального отдела речевого и двигательного аппарата и сбоем иннервации мускулатуры артикуляционного аппарата, называют дизартрией.

Её проявление связано с такими заболеваниями, как ДЦП, менингит, энцефалит, нейросифилис, инсульт, гнойный отит, опухолевые новообразования головного мозга, рассеянный склероз, миастения, церебральный атеросклероз, олигофрения.

С целью исправления речи, ослабления симптоматики её искажения и ускорения преодоления речевых нарушений ведётся коррекционная работа.

Ещё одним источником развития дизартрии является перенесение органического поражения мозга ребенком в утробе матери, во время рождения или в раннем возрасте. Такое поражение может возникнуть в результате энцефалита, родовых травм, опухолей и интоксикации.

Вследствие этого развивается псевдобульбарная дизартрия, выраженная нарушениями общей и речевой моторики.

Важную роль играет коррекция логопедом псевдобульбарной дизартрии, которая включает массаж органов речи, гимнастику, выправку произношения, регулирование голоса и речевого дыхания.

Симптомы дизартрии

Прежде всего при дизартрии речь становится невнятной, нечеткой и непонятной. Это связано с недостаточным взаимодействием центральной нервной системы с артикуляционной и дыхательной мускулатурой.

Если рассматривать симптомы подробнее, то при дизартрии развиваются следующие нарушения, зависящие от вида и степени выразительности заболевания:

  1. Расстройства артикуляционной моторики: увеличение тонуса мышц губ, языка, лица и шеи; сжатие губ; неподвижность языка; непроизвольное открытие рта и слюнотечение.
  2. Неправильное звукопроизношение: пропуски и изменение звуков; неясная и замедленная речь; снижение речевой активности; полное отсутствие звукопроизношения.
  3. Повреждение речевого дыхания: сокращение выдоха; учащение и кратковременное прерывание дыхания.
  4. Искажение голоса: голос становится тихим, слабым; изменяется тембр; неправильная интонация; монотонность.

Дизартрия проявляется не только расстройством речи, иногда течение заболевания может сопровождаться нарушениями жевания, глотания, сосания, равнодушием к окружающему миру, отсутствием интереса к новой информации

Организация проведения артикуляционной гимнастики при дизартрии

Этапы логопедической работы при коррекции дизартрии включают выполнение артикуляционной гимнастики, направленной на совершенствование звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика состоит из серий упражнений для развития и укрепления мышц речевого аппарата, улучшение движений органов, задействованных в речевом процессе.

Сюда относятся определенные позиции губ, языка, мягкого нёба, при которых звукопроизношение корректируется.

https://www.youtube.com/watch?v=LI_L-YQN4Ns

Перед началом выполнения гимнастики рассмотрим следующие рекомендации:

  • артикуляционную гимнастику при дизартрии целесообразно начинать с простых упражнений губ постепенно их дополняют более сложными упражнениями;
  • гимнастику следует делать ежедневно по 3-4 раза продолжительностью 3-5 минут;
  • каждое упражнение рекомендовано делать 5-7 раз;
  • продолжительность упражнений с удерживанием артикуляционной позы составляет 10-15 секунд;
  • гимнастику следует выполнять сидя с прямой спиной перед зеркалом.

Пассивная артикуляционная гимнастика

Лечение дизартрии лучше начинать с пассивной гимнастики, которая проводится после специального массажа. Постепенно можно будет приступать к активной гимнастике.

Пассивная артикуляционная гимнастика при дизартрии воздействует на язык и губы. Она предназначена для улучшения работы определенных мышц, которые ранее бездействовали. Также она увеличивает частоту работы некоторых уже активных мышц.

Упражнения должны выполняться сериями по 3-5 движений за серию.

Упражнения с языком:

  • выдвигать и втягивать язык вперед-назад;
  • опускать и поднимать язык вниз-вверх;
  • отводить язык влево-вправо;
  • поднимать кончик языка к твёрдому нёбу и опускать его ко дну ротовой полости;
  • покачивать языком в стороны.

Упражнения губами:

  • указательные пальцы устанавливаются в уголки верхней губы и сводятся в центр;
  • идентичные движения пальцами с нижней губой;
  • формирование губ в трубочку движениями к средней линии;
  • устанавливая пальцы в углах рта следует растягивать губы в «улыбку»;
  • поднимать верхнюю губу;
  • опускать нижнюю губу;
  • закрывать рот и с усилием смыкать губы;
  • складывать губы для произношения букв (а, о, у, и, ы, э).

Описанная артикуляционная гимнастика при дизартрии в картинках представлена ниже.Все упражнения следует выполнять под зрительным контролем логопеда.

Активная артикуляционная гимнастика

Далее следует переходить к выполнению активных артикуляционных упражнений для повышения правильности, равномерности и длительности движений мимической, губной и язычковой мышц. Значимым шагом в этом процессе является совершенствование тонких и дифференцированных движений языка, оживление его кончика, контроль за языком и нижней челюстью.

Сеанс выполняется перед зеркалом. Рассмотрим наиболее популярные упражнения. Сначала выполняется разминка:

  • Нужно выпучить глаза и приподнять надбровную зону вверх, показывая «удивление». При необходимости можно помочь выполнить эту гримасу приподнимая пальцами лоб.
  • Беглое моргание глазами.
  • Поочередное надувание левой и правой щёк, а после одновременно двух щек.

Поочередное вдувание воздуха под верхнюю и под нижнюю губу, а после одновременно надувание обеих губ.

Следующий этап – упражнения для проработки мышц рта:

  • Выдвинуть язык вперёд и расслабить его и сделать мягким.
  • Выдвинуть язык и сформировать из него «трубочку», приближая его стороны.
  • Дотянуться кончиком языка к верхней и нижней границе губ.
  • Потянуться и дотронуться языком к носу и к подбородку.
  • Клацать языком, изображая цоканье лошади.

Проработка нижней уздечки и нёба, выполняется поочередно:

  • Широко улыбнуться так, чтобы стали видны зубы.

Задание для жевательных мышц: отводить челюсть вперёд и назад, а потом влево и вправо.

Отдельно следует отметить легкую форму дизартрии — она называется стертая. При ней происходит смешение, подмена и пропуск звуков при выговаривании длинных слов, расстройство артикуляционной и мелкой моторики пальцев и рук.

Артикуляционная гимнастика при стертой дизартрии направлена на постановку правильной речи и укрепление ых связок. Одновременно стоит проводить дыхательную гимнастику, массаж мышц речевого аппарата, дополнительные занятия по повышению разговорного опыта, разрабатывать мелкую моторику, увеличение разговорной активности, тренировать память и внимание.

Логопедическая ритмика при дизартрии

К числу различных терапевтических и корректирующих методик при дизартрии относится логопедическая ритмика.  Логоритмика при дизартрии важна, так как моторика тесно связана с речью.

Движения с музыкальным сопровождением и текстом способствуют тренировке мозговой деятельности и живости нервных процессов.

Дети воспринимают музыкальные сопровождения очень позитивно, они готовы играть и выражать свои эмоции.

https://www.youtube.com/watch?v=eMDZx1D9EEU

Выполняя задания под музыку, следует учитывать ритм, соблюдать амплитуду и темп упражнений.

Цели проведения логоритмики следующие:

  • ритмическое развитие;
  • обнаружение ритмических рефлексов;
  • приучить организм отвечать на акустические и визуальные раздражители;
  • сбалансировать работу нервной системы;
  • отрегулировать неправильные и лишние телодвижения.

Занятия проводятся индивидуально или в группе, также возможны самостоятельные занятия.

Значение логопедического массажа при дизартрии

Для подавления и устранения признаков дизартрии выполняется логопедический массаж. Как правило, он выполняется перед началом артикуляционной и дыхательной гимнастики и представляет собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки лица и тела.

С помощью этого массажа можно изменить состояние мышц, создать положительные кинестезии, необходимые для правильного произношения.

Логопедический массаж помогает решить ряд проблем и выполняет следующие задачи:

  • регулировка мышечного тонуса, устранение гипертонуса в мимических и артикуляционных мускулах;
  • избавление от патологических симптомов (гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.);
  • поощрение положительных кинестезий;
  • совершенствование артикуляционных движений;
  • усиление мышечных сокращений;
  • оживление тонких дифференцированных движений органов речи.

Вывод

Учитывая серьезность такого синдрома, как дизартрия, стоит отметить, что наиболее эффективным является его комплексная терапия. Врач-логопед может определить по симптомам тип заболевания и грамотно подобрать соответствующее лечение. И чем раньше обратиться за помощью к специалисту, тем быстрее наступит результат.

С целью профилактики дизартрии у ребенка рекомендуется проходить регулярные осмотры у невропатолога с момента рождения.

7 Комплекс пассивной артикуляционной гимнастики:

[rBlock name=after_video return=1][rBlock name=after_sharing return=1][rBlock name=after_text return=1]Общий комплекс . Артикуляционная гимнастика для детей и взрослых.Комплекс артикуляционной гимнастики при дизартрииЛогопедические упражнения для губ и языка при дизартрии: “Заборчик”, “Трубочка”, “Лошадка”, “ЖелобокАртикуляционная гимнастика для губ. Логопедические упражнения для детей и взрослых.

Источник: https://reabilitilog.ru/metody/rechevaja-terapija/artikuliatcionnaia-gimnastika-pri-dizartrii.html

Артикуляционная гимнастика у людей дизартрией

Артикуляционная гимнастика при дизартрии: полезные упражнения

Для дизартрии характерны нарушения произношения звуков, сопровождаемые недостаточным развитием мелкой моторики. Причина ее возникновения в поражении участков головного мозга, ответственных за построение речи.

Упражнения при дизартрии помогают устранить незначительные отклонения от нормы, и улучшить состояние пациента до приемлемого при тяжелом течении болезни.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии является основным способом коррекции речевого аппарата. Логоритмический метод безопасен и может применяться как под руководством специалиста, так и самостоятельно на дому.

Характерные признаки заболевания

Патология сопровождается расстройствами движений артикуляционного аппарата: увеличением тонуса мышц, спазмом губ и неподвижностью языка. Нарушение произношения звуков проявляется их пропусками или заменой, речевая активность снижается.

Дизартрики искажают речевое дыхание: оно становится прерывистым и учащенным. Меняется тембр голоса, интонация, появляется монотонность и неразборчивость. Вместе с тем, при наличии сопутствующих поражений нервной системы у больных пропадает интерес к познанию окружающего мира.

Взрослые больные ограничивают контакты с социумом, замыкаясь в себе.

Классификация дизартрии основана на локализации поражения участка головного мозга.

Выделяют бульбарную, мозжечковую, корковую, гиперкинетическую, паркинсоническую, экстрапирамидную, стертую, холодовую формы заболевания.

Для каждой из них характерны свои симптомы (нарушение глотания, тихая речь, перестановка слогов, гнусавость и монотонность). Соответственно, курс терапии и прогноз для состояния больного в каждом случае разный.

Лучше всего поддаются коррекции холодовая и стертая формы дизартрии, хотя их диагностика нередко затруднена. После прохождения курса лечения (от года) дети могут обучаться в общеобразовательной школе со своими сверстниками.

Бульбарная и псевдобульбарная дизартрия вызывает необратимые изменения, которые могут остаться на всю жизнь. Также прогноз течения болезни зависит от искомых причин, ее вызвавших. При органическом поражении центральной нервной системы подвижность мышц не сильно ограничена.

Если причины связаны с периодом беременности или новорожденности, проявления дефекта более ярко выражены и требуют длительной терапии.

Функции упражнений для речевого аппарата при отклонениях от нормы:

  • разработка правильных движений для постановки звуков;
  • формирование фонем;
  • регулирование положения языка, губ при разговоре;
  • нормализация актов вдоха и выдоха;
  • усиление тембра голоса.

Занятия безопасны и могут проводиться при любом нарушении речи вне зависимости от причины патологии.

Классификация упражнений

Для каждой формы заболевания комплекс составляется индивидуально. Его подбирает логопед, основываясь на клинических проявлениях патологии, характере повреждений, возрасте пациента.

К каждому из видов гимнастики есть показания и рекомендации:

  • Пассивная гимнастика – применяется при ограничении подвижности в мышцах. Занятие выполняется в одностороннем порядке педагогом. Он воздействует на органы речи с помощью специальных приспособлений (логопедический зонд, палочки, шпатель). После улучшения тонуса языка пациент сможет самостоятельно выполнять некоторые задания. По мере включения различных двигательных мышц переходят к другой форме терапии, чтобы развивать остальные навыки.
  • Показаниями к активной форме гимнастики являются положительная динамика от выполнения предыдущих упражнений и небольшая степень нарушений. Занятие построено таким образом: педагог показывает, а ребенок повторяет. Для тренировки мышц ему предлагают удерживать между губами различные предметы.

Преимущество такого способа терапии в комплексном воздействии на организм. Гимнастика эффективна при тихой и невнятной речи, с ее помощью развивают мелкую моторику. При длительном и систематическом проведении сеансов дети смогут продолжать учиться в среднеобразовательном учреждении.

Эффективность артикуляционной терапии заключается в устранении спазма мышц, усилении тонуса, постановке силы голоса, улучшении кровоснабжения в органах речевого аппарата, коррекции произношения звуков, восстановлении мускулатуры языка и лица. В первую очередь логопед работает над повышением четкости звуков и улучшением произношения слов. При систематическом проведении сеансов отмечается комплексное улучшение состояния больного.

Упражнения при дизартрии у детей выполняются в игровой форме, чтобы добиться максимальной сосредоточенности малыша. К тому же, так он меньше устает.

Как результат, правильное произношение становится автоматическим, увеличивается скорость и амплитуда движений мышц рта. Ребенок быстрее переключается от одного вида деятельности к другому.

Правила проведения упражнений

Для достижения стойкого положительного эффекта посещать занятия и заниматься на дому нужно ежедневно. Время одного сеанса не должно превышать 5 минут, чтобы ребенок не потерял бдительность и интерес. По мере достижения прогресса сложность занятий должна быть увеличена, это тренирует мускулатуру органов. Нельзя добавлять одновременно несколько новых упражнений, только одно движение.

Во время гимнастики напротив малыша должен сидеть педагог, выполнение элементов перед зеркалом ускорит процесс запоминания. В начале процедуры обязательна разминка губ. Так как дизартрики разговаривают порциями, на вдохе или выдохе, отдельное внимание уделяют дыхательным упражнениям.

Если у малыша не получается, необходимо запастись терпением. Нельзя его критиковать, а вот хвалить, напротив, нужно даже за маленькие достижения. Как поощрить ребенка? В той же игровой форме можно показать ему, что его язык уже стал широким, например.

Правильное произношение звуков происходит в результате выполнения сложного двигательного комплекса. Артикуляция формируется с помощью языка, губ, мягкого неба. В этом задействованы жевательные, глотательные и мимические мышцы. Логопедическая гимнастика составлена из упражнений для органов и мышц лица, ротовой полости.

Упражнения проводят 3-4 раза в день от 3 до 5 минут длительностью. За один раз не стоит обучать ребенка более, чем двум заданиям.

Примеры разминки:

  • имитация кашля с высунутым языком;
  • сделать несколько глотков жидкости небольшими движениями;
  • при зажатом носе надувать щеки по одной;
  • свист и мычание;
  • задание на сопротивление – давить ребенку на затылок, он должен наклонять голову в противоположную сторону;
  • повторять гласный звук «Ы»;
  • четко и медленно произносить: «К», «Г», «Т», «Д»;

Интересно! Если у ребенка не получается выполнить какое-то задание, например, поставить язык, чтобы облизать губу, можно намазать ее любимым лакомством.

Пассивная гимнастика заключается в растягивании губ, как при улыбке, и фиксации мимики. Можно смыкать и собирать их в трубочку. У этих упражнений смешные и сказочные названия. Например, «Лягушка» − ребенок широко растягивает рот в улыбке, обнажая зубы. «Слон» (губы вытягивают, как бы произнося звук «У»):

Подражаю я слону: губы хоботом тяну,

А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

Подача задачи в форме стиха облегчает ее восприятие ребенком. Эти два упражнения можно чередовать. «Качели» − открыть рот и поместить язык по очереди за верхние и нижние зубы. При этом подбородок остается неподвижным.

«Часики» − дотянуться кончиком зыка до противоположных углов рта. «Лопаточка» − расслабить язык и на 5-10 секунд положить его на нижнюю губу. Выполняя задание «Иголочка», нужно высовывать максимально наружу острый язык.

Каждое из заданий предназначено для коррекции определенной группы звуков: гласных, шипящих, «р-р».

Во время статических упражнений ребенка просят сидеть с широко открытым ртом, подпирать языком верхнее небо, делать задания на сопротивления мышц. При коррекции артикуляции пациент должен находиться в удобной позе, тело расслаблено. Обязательно проводят дыхательную гимнастику для нормализации темпа речи.

Движения должны быть симметричными на левой и правой стороне лица.

Первостепенной задачей является устранение напряженности движений органов артикуляции. В дальнейшем педагоги стремятся к автоматизму и координации движений.

Параллельно с этими упражнениями снижают напряжение органов ротовой полости. Перед зеркалом с этой целью показывают ребенку различие между мягким и твердым языком. В спокойном состоянии он широкий, в напряженном − узкий и острый.

Чтобы активизировать ые связки, больному дают пощупать гортань при произношении фраз. Он должен почувствовать вибрацию, как резонирует грудная клетка. Полезными будут уроки пения, в процессе которых выравнивается дыхание и нормализуется сила звучания голоса.

Комплекс артикуляционной гимнастики при дизартрии подбирается в индивидуальном порядке для каждого больного врачом-неврологом и логопедом. Для получения положительного результата лечение должно быть комплексным.

Большое влияние на состояние пациента оказывает ближайшее окружение, неравнодушие родителей и близких.

Длительность курса может быть разной, но даже при отсутствии выраженной динамики необходимо поддерживать ребенка, оказывая ему психологическую помощь.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/razvitie-i-korrektsiya/artikulyatsionnaya-gimnastika-u-lyudej-dizartriej/

Артикуляционная гимнастика и упражнения при дизартрии

Артикуляционная гимнастика при дизартрии: полезные упражнения
Для дизартрии характерны нарушения произношения звуков, сопровождаемые недостаточным развитием мелкой моторики. Причина ее возникновения в поражении участков головного мозга, ответственных за построение речи.

Упражнения при дизартрии помогают устранить незначительные отклонения от нормы, и улучшить состояние пациента до приемлемого при тяжелом течении болезни.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии является основным способом коррекции речевого аппарата. Логоритмический метод безопасен и может применяться как под руководством специалиста, так и самостоятельно на дому.

Формы заболевания

Форма дизартрии зависит от места и степени поражения нервной системы. Основные виды:

  • подкорковая и корковая;
  • мозжечковая;
  • стертая форма;
  • псевдобульбарная;
  • смешанная.

Легче всего поддаётся лечению стёртая форма. Встречается она чаще других, но её сложно диагностировать. Иногда специалисты путают стёртую форму дизартрии с дислалией — нарушением дикции при нормальной иннервации речевого аппарата. Между тем, стёртая форма требует таких же слаженных действий всех специалистов, как и другие виды дизартрии.

Подготовка к занятиям

Прежде, чем приступить к работе над артикуляцией, нужно пройти первичный приём логопеда. После работы с ребёнком логопед пишет сопроводительную записку неврологу, в которой описывает тонус всей лицевой мускулатуры, звукопроизношение, мимику, положение языка при полуоткрытом рте и т.д.

https://www.youtube.com/watch?v=-ZzqdSZeetU

Невролог на основании этой записки и собственного осмотра ребёнка может назначить медицинские препараты из следующих групп:

  • препараты, улучшающие метаболизм;
  • средства для улучшения мозгового кровообращения;
  • витаминно-минеральные комплексы;
  • препараты против судорог;
  • мочегонные средства, к ним в дополнение — калий;
  • нейролептики;
  • рассасывающие препараты.

Также применяется физиолечение — электрофорез, термоаппликации.

Кроме медикаментозного лечения, необходимо обеспечить ребёнку хороший режим, переключение между разными видами деятельности, физкультминутки, занятия лфк.

Также ребёнку будут очень полезны различные упражнения на развитие моторики, занятия на улучшение внимания и памяти, расширение словарного запаса. Очень важно работать над дыханием, учить малыша правильному порядку вдоха и выдоха при разговоре.

Кто лечит дизартрию

Для исправления ситуации нужно обратиться к двум специалистам — неврологу и логопеду-дефектологу. Точная оценка состояния может быть определена только после тщательного обследования и сбора анамнеза.

Коррекционные меры так же проводятся по двум направлениям — неврологическому и логопедическому. Комплексный подход включает такие методы как:

  • Лекарственная терапия.
  • Лечебная физкультура.
  • Физиолечение.
  • Логопедические занятия.

Пассивные упражнения

Пассивная артикуляционная гимнастика при дизартрии у детей проводится после массажа. Со стороны ребёнка никаких действий не требуется: все манипуляции проводит логопед. В процессе пассивной гимнастики развиваются функции мышц, ранее не участвовавших в работе.

Движения мышечных групп, ранее задействованных в процессе говорения, совершенствуются и доводятся до автоматизма. Под воздействием пассивных упражнений формируются новые схемы движений речевых органов.

Всё это способствует развитию произвольных движений речевой мускулатуры, и, в конечном итоге, большей чёткости речи.

Упражнения для языка:

  1. Язык выводится из ротовой полости, затем возвращается в неё.
  2. Язык поднимается и отводится назад.
  3. Язык тянется вниз, к подбородку.
  4. Язык тянется вверх, к носу.
  5. Язык вытягивается и отводится то вправо, то влево.
  6. Язык опускается на дно ротовой полости.
  7. Кончик языка касается нёба.
  8. Небольшие покачивания языка вправо-влево.

Упражнения для губ:

Источник: https://neuro-orto.ru/lechenie/lfk/uprazhneniya-pri-dizartrii.html

Мед-Центр Сосуд
Добавить комментарий