Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста

Бадахшанова Наталья Валериевна
Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста

Статья: Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста

Осанка-это «привычная поза непринужденного стоящего человека без активного мышечного напряжения. Осанка является одним из важных показателей здоровья. Именно она создает условия для нормального функционирования основных систем организма.

При ее ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, что ведет к понижению физической и умственной работоспособности.

Дефекты осанки вызывают нарушения зрения и изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам.

Важнейшим аспектом работы по оздоровлению детей дошкольного возраста является работа по формированию правильной осанки.

Правильная ли осанка у детей? Этот вопрос, к сожалению, мы задаем себе довольно поздно. О чем это говорит? Прежде всего, о слабой пропаганде знаний среди будущих школьников и их родителей.

По мере роста ребенка родителям необходимо тщательно следить за тем, чтобы ребенок правильно ходил, сидел, двигался. Родителям следует помнить, что значительно легче предупредить нарушения осанки в дошкольном возрасте, чем исправлять эти нарушения у школьников.

Нарушения осанки возникают и прогрессируют чаще всего в связи со снижением двигательной активности в период интенсивного роста ребенка. С поступлением ребенка в школу его двигательный режим значительно меняется. Возрастает объем статической нагрузки.

Во многом решение задачи правильному воспитанию осанки облегчает увлечение детей спортом, систематическое плавание и занятия танцами.

Для коррекции осанки используют оздоровительные мероприятия: лечебный массаж, корригирующая гимнастика или лечебная физическая культура, занятия плаванием, физиотерапия, гигиена режима.

Лечебная физкультура и корригирующая гимнастика показана всем детям с нарушениями осанки. Главным средством для профилактики нарушения осанки являются специальные физические упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета и поддержания правильной осанки.

Чтобы оздоровительные упражнения были эффективны, подбирать и выполнять их надо правильно. Для занятия выбирают 2-3 упражнения для укрепления мышечных групп (плечевого пояса, спины, груди, живота, нижних конечностей).

Низкое исходное положение (лежа, сидя, стоя на коленях, на четвереньках) способствует сохранению правильных изгибов позвоночника и уменьшению нагрузки на позвоночный столб.

Для интереса детей лучше использовать упражнения с гимнастическими палками, обручами, гантелями, гимнастическими лентами и мячами. Заниматься лучше ежедневно по 15-20 минут с детьми 3-5 лет и по 20-30 минут с детьми 5-7 лет.

Специальный комплекс упражнений:

1. Формирование правильной осанки.

а) Игровые упражнения: «встань прямо», «выполняй правильно»,

«Держи голову прямо», «проверка осанки у стены»

б) Упражнения на равновесия

в) Ходьба с грузом на голове.

2. Упражнения для мышц плечевого пояса.

И. п. –гимнастическая палка на лопатках, руки согнуты в локтях вниз. Поднять палку вверх, опустить на лопатки.

3. Упражнения для позвоночника.

Упражнение «кошечка».

И. п. –стоя на четвереньках.

1-2- голову запрокинуть назад, спину максимально прогнуть

3-4 спину плавно выгнуть вверх, голову опустить, прижав подбородок к груди.

4. Упражнение для мышц спины.

Упражнения «Лодочка»

И. п. лежа на животе.

1-4Поднять голову и плечевой пояс, руки вперед с одновременным подниманием ног.

5. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса

И. п. лежа на спине

1-4- Выполнять упражнение велосипед

4-8- Выполнять упражнение «ножницы»

6. Упражнения для боковых мышц туловища

И. п. лежа на правом боку, правая рука согнута в локте и ладонью упирается в пол, левая рука вытянута вверх

1-2 –отведение левой ноги вверх под углом 45 градусов.

7. Упражнение для мышц груди

И. п. лежа на спине. Руки вытянуты вперед, вверх. Упражнения ножницы руками, круговые вращения руками.

8. Упражнение на дыхание

И. п. Сидя по- турецки.

1-2-Руки в стороны назад вдох

3-4-Обхватить грудную клетку выдох.

Желаем вам крепкого здоровья!

Что у нас с осанкой!

Уважаемые родители!

Нарушение осанки не только значительный косметический дефект, оно как правило сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов.

Определить осанку ребёнка можно следующим образом: поставить малыша спиной к себе на возвышение, его лопатки должны находиться на уровне ваших глаз (ребёнок в трусах, без майки). Чтобы снять у него напряжение, предложите рассказать короткое стихотворение.

Посмотрите спереди: плечи должны быть развёрнуты, должны составлять одну прямую горизонтальную линию; линия груди плавно переходит в линию живота, который выступает на 1-2 см.

Обратите внимание при осмотре сзади, не выступают ли лопатки, симметричны ли надплечья, таз.

Если какой-то из признаков вас насторожил, посоветуйтесь с врачом детского сада, уточните у инструктора ЛФК, руководителя физвоспитания, воспитателя, какие корригирующие упражнения следует выполнять вместе с ребёнком.

Внимание!

Проблемы с осанкой неизбежны, если:

– ваш малыш спит, свернувшись калачиком

– стоит с опорой на одну ногу

– вы постоянно водите его за одну и ту же руку

– малыш сидит за столом, скрестив ноги, цепляясь за ножки стула

Спасибо за сотрудничество!

Инструктор ФК: Бадахшанова Н. В.

Игры и игровые упражнения при нарушении ОДА (осанка, плоскостопии)

1. «Тише едешь дальше – будешь»: после этих слов, когда водящий поворачивается, нужно остановиться, держа руки в положении «крылышки».

2. «Пятнашки» с мешочком с песком на голове (условие во время игры не уронить мешочек).

3. Сидя на гимнастической скамейке, эстафета с передачей мяча самовытяжением (после передачи мяча принять положение рук «крылышки», выполняя самовытяжение сидя, то есть движение руками вниз и назад, при этом тянуться теменной частью головы вверх)

4. Игра «Горячий мяч» – лежа на животе кругу, руки в крылышки, разогнув верхнюю часть спины, не касаясь локтями пола, передавать двумя руками мяч, откатывая его любому из играющих и возвращаясь в исходное положение.

5. Стоя попарно, броски мяча от груди с сохранением правильной осанки.

6. То же – во время движения (перед ловлей мяча хлопнуть в ладоши).

7. «Кто быстрее» – попарная переброска мяча в движении. Задача: третий игрок старается перехватить мяч.

8. Попадание в цель – броски мяча в кольцо с разного расстояния поочередно каждой рукой.

9. «Гонка мячей по кругу» – играющие (каждый с мячом) по кругу по часовой или против часовой стрелки передают мячи, при этом один мяч догоняет другой, по сигналу мячи меняют направление.

10. «Охотники и утки» – все играющие делятся на две команды. Одна команда охотники, другая – утки. У охотников – мячи, которыми они стреляют в уток, утки разбегаются, уворачиваются от мяча.

11. Пятнашки в колено – кистевом положении.

12. Пятнашки с мячом – перекатывая по полу головой набивной мяч в коленно-кистевом положении, запятнать им других, находящихся в том же положении.

13. «Мяч от себя» – две команды располагаются в шеренгах друг против друга на расстоянии 3 метра одна от другой. У одной из команд имеется 3-5 мячей. Задача – скорее избавиться от мячей, перекатив их в противоположную команду. Выигрывает та команда, у которой по сигналу остается меньше мячей.

14. «Море волнуется» – дети свободно передвигаются по залу, произнося: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри», после чего каждый из играющих принимает любую позу в положении стоя, сидя, лежа с правильной осанкой и самовытяжением.

15. «Лягушки и цапля» – лягушки прыгают по лугу в положении на четвереньках, по сигналу «Цапля идет!» все замирают в той позе, в которой их застал сигнал.

Цапля шагает между лягушками, высоко поднимая ногу и сохраняя правильную осанку. Пошевелившуюся лягушку цапля пятнает, эта лягушка становится тоже цаплей.

Веселье по лугу возобновляется до следующего сигнала.

16. «Слепые котята» – двое детей (котят) стоят рядом, закрыв глаза на расстоянии вытянутой руки. Остальные дети (мышки) по сигналу на четвереньках или по-пластунски проползают между стоящими. Стоящие котята, не открывая глаз, пятнают мышек. Запятнанная мышка становится слепым котенком, а котенок – мышонком.

17. «Выше земли» – по сигналу все дети, бегающие по залу, должна найти себе место «выше земли» (на скамейке, стуле, гимнастической стенке, сохраняя при этом правильную осанку. Водящий пятнает того, кто не смог найти место «выше земли».

18. «Мышеловка» – дети, взявшись за руки, образуют круг с поднятыми вверх руками. Оставшиеся четверо – пятеро детей, тоже взявшись за руки, пробегают через круг зигзагами между стоящими. По сигналу мышеловка захлопывается, то есть стоящие опускают руки и приседают. Застигнутые в кругу присоединяются к стоящим.

19. Эстафета с мячом – какая команда быстрее докатит медицинбол от старта до финиша.

20. «Переправа» – какая команда быстрее доберется от старта до финиша с помощью различных предметов (скамейки, медицинбола, бревна, мата, не касаясь пола ногами.

21. «Игра – эстафета» – группа детей делится на две команды; передача мяча руками в колонне над головой.

22. «День и ночь» – по команде водящего «день» все играющие перемещаются по залу в любом направлении и темпе, по команде «ночь» дети останавливаются, принимая правильную осанку.

23. «Самый меткий» – ведение баскетбольного мяча с броском в кольцо, выполняется три попытки, отмечаются самые меткие игроки.

24. «Перекати мяч» – группа детей делится на две команды, располагающиеся параллельно в две колонны, – перекатить мяч между ног от направляющего до замыкающего колонны (ноги на ширине плеч).

25. «Парный волейбол» – играющие делятся на пары и играют в волейбол парами.

26. «Китайские пятнашки» – водящий догоняет убегающих детей, которые принимают положение полуприседа, руки в «крылышки», чтобы их не запятнали.

27. «Мой домик» – убегающие от водящего дети спасаются от пятнашек в домике – становятся к стене, плотно прислонив затылок, межлопаточную область, ягодицы, голень и пятки.

Использованная литература: А. А. Потапчук “Лечебные игры и упражнения для детей”.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-pravilnoi-osanki-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-452153.html

Формирование осанки у детей: значение профилактики искривления

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста

Под осанкой понимается привычное непринужденное положение тела стоящего человека.

Если осанка правильная или физиологическая, то плечевой пояс, лопатки, крылья и другие костные ориентиры тела расположены симметрично.

Ось позвоночника и линия отвеса совпадают. При осмотре сбоку отмечаются физиологические изгибы, формируемые с двигательным развитием ребенка.

Нарушения осанки у детей могут отмечаться как во фронтальной плоскости (при осмотре сзади и спереди), так и в саггитальной (при осмотре сбоку).

При этом у детей они лучше поддаются корректировке, поскольку позвоночный столб у них еще не до конца сформирован.

Причины искривления осанки у детей

К нарушению осанки приводят различные неблагоприятные факторы, провоцирующие снижение мышечного тонуса:

  • Плохо развитые мышцы спины и живота;
  • Определенные особенности строения скелета;
  • Соматические заболевания;
  • Нарушения зрения или слуха;
  • Неправильное питание или сон.

Играет роль также несоответствие рабочего стола либо парты росту и возрасту ребенка, слишком мягкая кровать, неправильная поза при сидении, неправильная осанка у окружающих. При нарушениях осанки структуральные изменения в скелете и костных тканях позвонков не наблюдаются.

Симптомы нарушенной осанки

Нарушения осанки у детей не являются болезнью сами по себе, однако, они могут создавать предпосылки для заболеваний как опорно-двигательного аппарата, так и внутренних органов.

Основной симптом нарушенной осанки – внешний вид ребенка, когда он стоит. При сутулости голова наклоняется вперед, поддаются вперед плечи, лопатки выступают, ягодицы уплощены.

При кифотической осанке (круглой спине) голова наклоняется вперед, плечи опускаются, грудная клетка западает, лопатки «крыловидные», ноги полусогнуты в коленях, наблюдается уплощение ягодиц и слабый мышечный тонус всего тела.

Кифолордическое нарушение осанки (кругло-вогнутая спина) предполагает наклон головы и верхнего плечевого пояса вперед, выпячивание и свисание живота, большой угол наклона таза, максимальное разгибание или переразгибание ног в коленях.

При плоской спине снижается уровень наклона таза, грудная клетка смещается вперед, «крыловидные» лопатки выступают, живот отвисает. При плоско-вогнутой спине грудная клетка узкая, увеличен угол наклона таза, живот и ягодицы выпячиваются.

Если осанка асимметричная, отмечается дугообразная деформация позвоночника с обращенной влево или вправо вершиной, голова наклонена в сторону, плечи, лопатки, соски находятся на разных уровнях.

Нарушения осанки у ребенка могут способствовать изменению работы сердца, легких, пищеварительной системы. К примеру, при плоской груди и сутулой спине ограничивается полная экскурсия грудной клетки, дыхание становится поверхностным, что приводит к снижению обмена веществ и кислородной недостаточности.

Дети, осанка которых нарушена, становятся вялыми и апатичными, у них может ухудшиться память, повышается подверженность ОРЗ, пневмонией, бронхитом, предрасположенность к туберкулезу.

Ввиду чрезмерного прогиба поясничного отдела мышцы брюшного пресса становятся слабыми, опускается желудок и кишечник, появляются запоры.

При нарушениях осанки также возможны боли в спине, головные боли, повышена усталость, нарушения зрения.

Со временем они могут приводить к развитию остеохондроза, деформаций грудной клетки, сколиоза, межпозвоночной грыжи, деформирующего остеоартроза.

Питание

В дошкольном возрасте все органы и системы активно развиваются, в том числе и опорно-двигательный аппарат. Чтобы осанка ребенка формировалась правильно, нужно позаботиться о питании и о двигательной активности.

Питание, насыщенное всеми необходимыми компонентами – очень важный момент. В рационе должно быть достаточно кальция, источники которого – молоко и молочная продукции, мясо, крупы, а также овощей и фруктов, богатых витаминами и минералами.

https://www.youtube.com/watch?v=27DsR3znUe4

Также важен продуманный режим. Полезно ребенку гулять на свежем воздухе, особенно в солнечную погоду. Солнце является лучшим источником витамина D, благотворно влияющего на опорно-двигательный аппарат. Полезны подвижные игры, бег, ходьба.

Физические упражнения

Отличный способ как улучшить настроение дошкольника, так и укрепить мышцы спины – это плавание и купание. Кроме того, важно не допускать длительного положения дошкольника водной и той же позе на компьютером или телевизором. Во время игр за столом также важно контролировать положение спины и конечностей.

Другой важный момент – полноценный отдых. Правильный сон помогает мышцам расслабиться, способствует отдыху всего организма и накоплению сил для активного времяпровождения при бодрствовании

У детей в возрасте до 7 лет высока двигательная активность. Важно позволять им двигаться как можно больше. В детском саду двигательную активность малышей поддерживают различными способами.

Утром организм будит десятиминутная гимнастика, затем – занятия физкультурой, прогулки, различные подвижные игры.

Примерно такой же двигательный объем родители должны поддерживать в выходные, праздники, во время отпуска.

Для правильного формирования осанки у детей дошкольного возраста используются различные упражнения:

  • Отличным профилактическим средством является ходьба: обычная, на пятках, на носках, на внутренней и внешней стороне стопы, с перешагиванием через препятствия. Можно ее разнообразить, используя ортопедические массажные коврики, канат, ребристую доску.
  • Ползание также помогает предупредить нарушения осанки. Ребенка стоит научить ползать не только на четвереньках и с продвижением вперед, но также и задним ходом, зигзагом, лежа на спине или животе и отталкиваясь ногами либо руками
  • Полезно использовать шведскую стенку – лазание помогает укрепить мышечный корсет и одновременно способствует развитию четкой координации движений.
  • Полезен бег, который малыши очень любят. Можно бегать на носках, с препятствиями, змейкой, сочетать разные варианты.
  • Для закрепления навыка сохранения правильной осанки можно делать такое статическое упражнение: нужно стать спиной к стене, одновременно коснуться ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Зафиксировать корпус, затем отойти, сохранив осанку, и вернуться, чтобы себя проверить.
  • Также полезны упражнения, при которых исходное положение – стоя с правильной осанкой у стены, затем нужно поднять на носочки и опуститься, поочередно сгибая в колене правую и левую ногу. Зафиксируйте положение ребенка у стены, поместив на голову мешок с песком, он должен пройти с ним по комнате, вернуться и проверить, сохранилась ли осанка.
  • Детям обычно нравятся упражнения с ортопедическим мячом. Они способствуют проработке разных мышечных групп. Опора, постоянно пытающаяся ускользнуть от малыша, научит его координировать усилия и сохранять равновесие.
  • Также использовать можно простой резиновый жгут. Ребенку нужно взять его в руки и поочередно натягивать в стороны, а потом брать в каждую из рук отдельно. Это способствует укреплению и улучшению выносливости мышц спины и рук.

Правила работы за столом

Особенно важно придерживаться всех правил при сидении за столом и за школьной партой. Они сводятся к следующему:

  • Вся мебель ребенка должна соответствовать его росту. По мере того, как он растет, нужно выбирать новые столы и стулья.
  • При сидении за школьной партой ноги должны твердо стоять на полу. Колени нужно сгибать под прямым углом.
  • Спина должна располагаться ровно и полностью опираться на спинку стула.
  • Локти должны быть расположены на столе.
  • Грудной клеткой ребенок не должен опираться на край стола.
  • При работе за столом дома нужно периодически делать перерывы, посвящая их несложным упражнениям и двигательной активности.

: “Формирование осанки у школьников”

Упражнения для осанки

Для формирования правильной осанки рекомендуется регулярно выполнять несложные упражнения. Они могут быть следующими:

  • Перед зеркалом ребенку рекомендуется то нарушать, то искривлять осанку, разрабатывая при этом мышцы.
  • Возле стены нужно прислониться к ней пятью точками: пятки и икры, ягодицы, лопатки и затылок. Затем в таком положении делаются разные движения: приседания, отведения в стороны рук и ног. При каждом движении нужно напрягать мышцы по 3-6 секунд.
  • Полезны упражнения с предметами на голове (подушечки, книжки). Можно ходить, приседать, ходить на коленях и носках, разводить в сторону руки, постоянно при этом удерживая предмет на голове. Это позволяет отлично выработать рефлекс правильной осанки, напрягая и расслабляя при этом разные группы мышц.
  • Выполняйте упражнения на равновесие: ходьба по бревну, стойка на одной ноге.

Упражнения помогают развить мышцы шеи и спины, выработать правильное положение тела.

Другие методы

Также родители должны уделить достаточно внимания кровати школьника. Она должна быть твердой и ровной. Оптимальный вариант – ортопедический матрас. Мягкий матрас и пуховая перина не допускаются. Подушка должна быть достаточно плоской, и находиться под головой, а не под плечами.

https://www.youtube.com/watch?v=_9N9UcqVxig

Также для школьников усугубляет положение то, что им нужно носить тяжести в виде школьного ранца. В идеале его вес не должен превышать 10% от массы тела ребенка, поскольку в этом возрасте позвоночник не рассчитан на большие нагрузки. Ранец должен иметь ровную и твердую спинку, ширина его не должна быть больше ширины плеч. Тяжелые сумки не должны носиться на одном плече.

: “Упражнения для формирования осанки у детей”

Профилактика искривления осанки у детей

Занятия спортом являются одним из лучших способов профилактики нарушений осанки. Регулярные разумные нагрузки благотворно влияют на мышечный тонус, снижая риски искривления позвоночника и других проблем со здоровьем. При этом сам ребенок должен контролировать свою осанку, а родители должны следить за правильным положением тела малыша при любой сидячей работы.

Для профилактики осанки полезны следующие рекомендации:

  • Занятия спортом помогут укрепить мышцы и поддерживать тонус организма.
  • Важно правильно сидеть на столом и партой, не сутулиться.
  • Портфель ребенок должен носить на двух лямках. При ношении тяжестей нагрузка должна распределяться на обе руки одновременно.
  • Спать нужно на достаточно жестком матрасе и невысокой подушке.

Заключение

Работа над формированием правильной осанки должна быть комплексной.

Выделим несколько ключевых моментов:

  • В детском возрасте искривления осанки лучше поддаются исправлению, чем во взрослом, поэтому начать заботиться об этом лучше как можно раньше.
  • Для школьников и дошкольников важно правильное питание и двигательная активность.
  • Дети школьного возраста должны придерживаться ряда правил при сидении за столом или партой.

Источник: https://SpinaTitana.com/profilaktika/byt/formirovanie-osanki-u-detej.html

Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений у детей дошкольного возраста

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста

Консультация для родителей

Сохранение и управление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени.

Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…»

На состояние здоровья детей оказывают существенное влияние, как неблагоприятные социальные факторы, так и экологические, демографические, климатические условия, а именно:

  • наследственность
  • неблагоприятная экологическая обстановка
  • электронно-лучевое и «метало-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов)

Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка-дошкольника оказывают отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению.

Например, нарушение осанки сочетаются с нарушением работы многих органов и систем растущего организма. Дети при этом, как правило, страдают плохим зрением, заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У них обычно отмечается повышенная утомляемость и плохое самочувствие.

Почему у современного ребенка развиваются нарушения осанки?

Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в неонатальном и более позднем периоде развития ребенка, связанные с ограничением двигательной активности. Все это отрицательно сказывается на состоянии скелетных мышц и позвоночника.

Многое зависит от наследственности, но не в том смысле, что дети наследуют от родителей уже искривленный позвоночник. Нет, обычно дети рождаются с нормальным позвоночником, однако очень часто перенимают от родителей привычки неправильно сидеть, стоять и ходить, а также вынужденные неудобные позы, например, при чтении или письме.

Перегружает позвоночник избыточный вес.

Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденно сидящего человека, с небольшими естественными изгибами позвоночника: в шейном и поясничном отделах вперед, в грудном и крестцовом – назад. В Толковом словаре В.И. Даля записано: «Под осанкой разумеют стройность, величавость, приличие и красоту». Развивая это определение, необходимо дополнить и «основу здоровья».

При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно и симметрично, плечи развернуты, ноги прямые. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях.

Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника.

Наиболее частыми нарушениями осанки у детей дошкольного возраста являются отстающие лопатки, сведенные плечи, ассиметрия надплечий, сутуловатость.

При вялой осанке голова опущена, грудь уплощена, плечи сведены, лопатки отстают от спины, ноги слегка согнуты в коленях. При сутуловатости голова выдвинута вперед, плечи сильно сведены, живот выпячен.

Для лордической осанки характерен увеличенный прогиб поясничного отдела позвоночника, для кифотической – увеличение глубины как шейного, так и поясничного изгибов (спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен).

Большая часть этих нарушений носит чисто функциональный характер и связана в основном с нарушение симметрии мышечного тонуса (слабость мышечного тонуса).

Причинами этих функциональных нарушений осанки могут быть общая ослабленность организма, нерациональная организация режима, нарушение зрения, понижение слуха, недостаточность общего физического развития и слабая двигательная активность.

К гораздо более серьезным нарушения относится сколиоз, в основе которого лежит боковое искривление позвоночника со скручиванием (торсией) позвоночника.

Важно как можно раньше начать профилактику дефектов или коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища.

Самые лучшие средства для профилактики нарушений осанки: движение во всех видах, подвижные игры на воздухе, утренняя гимнастика, закаливание, достаточное освещение и правильно подобранная мебель, постоянное наблюдение за позой ребенка во время игры, занятий, специальные комплексы упражнений.

Профилактика и устранение нарушений осанки – процесс длительный, требующий от ребенка осознанного отношения и активного участия.

В основу использования специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение её дефектов, должны быть положены следующие принципы: индивидуально-дифференцированный подход каждому ребенку и постепенное нарастание трудности выполнения физических упражнений. При подборе и использовании упражнений необходимо учитывать уровень физического развития, состояние здоровья каждого ребенка и в соответствии с этим правильной осанки применяются специальные упражнения.

Общие методические рекомендации

Очень важно убедить детей заниматься систематически специальными упражнениями. Растущий организм ребенка еще не сформирован, поэтому необходимо следить за тем, чтобы занятия не вызывали перенапряжения. Если ребенок неустойчив в какой-то позе, лучше всего выйти из нее, отдохнуть и перейти к другому упражнению.

Ослабленные дети могут пробовать выполнять позы по выбору. Начинающим не стоит перенапрягаться, чтобы скорее достичь выполнения позы. Важно, чтобы прошло хотя бы 2 часа после еды перед началом занятия. Желательно не смешивать энергичные упражнения и игры с практикой.

Комплекс рассчитан на 2 дня: первый день – упражнения в положении стоя, второй день – упражнения в положении лежа.

Ходьба

Ходьба с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах, ходьба по бревну, скамейке и спрыгивание.

Упражнения, выполняемые в положении стоя

Основная стойка – встать твердо и прямо как гора. Все позы стоя, описанные ниже, начинаются именно в этой стойке с опущенными руками.

Техника. Встать прямо, соединив стопы так, чтобы пятки и большие пальцы ног соприкасались. Живот втянут, грудь вперед, шею держать прямо. Нельзя переносить вес тела только на пятки или на пальцы, а следует равномерно распределять между ними.

Эффект упражнения. Формируется правильная осанка, умение управлять своими движениями.

Техника. Из основной стойки поднять руки вверх, сложив ладони вместе. Сделать глубокий выпад вперед правой ногой, голову поднять и смотреть на сложенные руки. Угол в коленном суставе правой ноги составляет примерно 900, левая нога – прямая. Держать позу 20-30 секунд. Дыхание свободное. Вернуться в исходное положение и выполнить упражнение с выпадом левой ногой.

Эффект упражнения. Укрепляются мышцы спины, ног, плеч.

Техника. Из основной стойки развести руки в стороны. Сделать глубокий выпад в сторону правой ногой. Туловище держать прямо. Угол в коленном суставе правой ноги составляет примерно 900, левая нога – прямая. Держать позу 20-30 секунд. Дыхание свободное. Вернуться в исходное положение и выполнить упражнение с выпадом левой ногой.

Эффект упражнения. Укрепляются мышцы спины, плеч. Способствует профилактике нарушений осанки.

Техника. Встать в основную стойку. Соединить ладони за спиной. Поднять ладони вверх на уровне лопаток. Ноги расставить шире плеч. Нагнуть туловище вперед к колену правой ноги. Сохранять позу 20-30 секунд, дыхание нормальное. Вернуться в основную стойку, убрав руки со спины. Если не удается сложить кисти рук за спиной, можно захватить запястье и совершать указанные движения.

Эффект упражнения. Укрепляются мышцы ног и спины, увеличивается подвижность в плечевом поясе.

Техника. Из основной стойки прыжком расставить ноги шире плеч. Руки поднять в стороны на уровне плеч, ладони вниз. Повернуть правую и левую стопу вправо, левая нога вытянута.

Наклонить туловище вправо, коснуться правой ладонью правой лодыжки, можно положить ладонь на пол. Вытянуть левую руку вверх. Сохранять позу 30-40 секунд, дыхание глубокое, ровное. Возвратиться в исходную позицию.

Выполнить упражнение в другую сторону.

Эффект упражнения. Увеличивается подвижность в тазобедренных суставах и позвоночном столбе, расширяется грудная клетка.

Техника. Из основной стойки завести руки за спину и соединить ладони вместе. Прогнуться назад и держать позу 20-30 секунд. Возвратиться в исходную позицию.

Эффект упражнения. Улучшается гибкость позвоночника. Развиваются мышцы, определяющие красивую прямую осанку.

Техника. Из основной стойки наклониться вперед. Вытянуть правую ногу параллельно полу, руки вытянуть вперед. Руки, туловище и левая нога составляют прямую линию. Удерживать позу 20-30 секунд, возвратиться в исходное положение. Повторить упражнение с подниманием левой ноги.

Эффект упражнения. Активно тренируются мышцы спины, задней поверхности бедра, плечевого пояса.

Упражнения, выполняемые в положении лежа

Освоив упражнения, выполняемые в положении стоя, можно перейти к выполнению следующего комплекса из исходного положения лежа на спине или на животе. Для выполнения упражнения можно использовать любые коврики или подстилки. Закончив любое упражнение, нужно отдохнуть в течение 1-2 минет в положении лежа (поза 5). Комплекс завершается расслаблением лежа в течение 3-5 минут.

  1. Поза «наклон вперед сидя»

Техника. Лечь на спину, ноги вместе. Медленно сесть, наклониться вперед, стараясь коснуться руками стоп. Наклониться вперед как можно ниже и ухватиться за ноги.

Опустить голову и расслабиться в этом положении. Удерживать позу около 20 секунд. Выйти из позы, сесть прямо, затем опустить спину на пол. Руки вдоль туловища ладонями вверх.

Ноги слегка развести врозь. Расслабиться.

Эффект упражнения. Поза благотворно влияет на мышцы спины, икры ног и на область живота.

Поза «лодки» (прогибание назад)

Техника. Лечь животом на пол. Руки отведены назад. Поднять одновременно голову, грудь, ноги как можно выше. Ни ладони, ни ребра не должны касаться пола, на полу только живот. Оставаться в таком положении 10-15 секунд при нормальном дыхании.

Эффект упражнения. Корректируются нарушения осанки, позвоночник становится эластичным, тренируются мышцы таза.

Техника. Лечь на живот, ноги вместе. Положить кисти рук на пол на уровне плеч ладонями вниз. Медленно подняться вверх и максимально прогнуться, не отрывая нижнюю часть живота от пола. Смотреть вверх. Сохранять позу около 20 секунд, дышать нормально. После этого медленно опустить на пол вначале грудь, а затем голову.

Эффект упражнения. Благотворное влияние на мышцы спины. Укрепляется позвоночник.

Техника. Лечь на живот, ноги держать вместе. Согнуть ноги в коленях и ухватиться за лодыжки. Руки держать выпрямленными. Постарайтесь ноги и стопы держать вместе. Медленно поднимать голени. Постарайтесь прогнуться назад так, чтобы живот лишь касался пола. Смотреть вверх. Держать позу около 10 секунд. Медленно опуститься в исходное положение. Расслабить все тело.

Эффект упражнения. Благотворное влияние на все тело, особенно на позвоночник и живот.

  1. Поза для расслабления мышц лежа

Техника. Лечь на спину, раздвинув стопы примерно на 40 см. Голова затылком касается пола. Руки положить ладонями вверх и отодвинуть их от туловища. Закрыть глаза и расслабиться. Дышать глубоко, постепенно замедляя дыхание. Оставаться в этом положении 3-5 минут

Эффект упражнения. Эта поза полезна для расслабления всего тела.

Заключение

Очень важно, чтобы ослабленный ребенок прочно усвоил корригирующие упражнения. Впоследствии он сможет выполнять их самостоятельно, и не механически, а осмысленно. Это в несколько раз повысит эффективность занятий, поскольку в этом случае к технике подключается умственная работа, ребенок прислушивается к своим ощущениям.

Источник: https://sch2045zg.mskobr.ru/dou_edu/korpus_2030/obrazovanie/methodical_cabinet/formirovanie_pravil_noj_osanki_i_profilaktika_eyo_narushenij_u_detej_doshkol_nogo_vozrasta/

Формирование правильной осанки у детей

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста

Формирование правильной осанки у детей в значительной степени зависит от окружающей среды.

В обязанности родителей, а также сотрудников дошкольных и школьных учреждений входит следить за правильным положением детей при стоянии, сидении и ходьбе, а также использовать упражнения, развивающие, главным образом, мышцы спины, ног и живота. Это нужно для того, чтобы у ребёнка развивался естественный мышечный корсет.

О позвоночнике и его изменениях

Позвоночник (позвоночный столб) является основной частью осевого скелета человека и состоит из 33–34 позвонков, которые соединены между собой хрящами, связками и суставами.

В утробе матери детский позвоночник выглядит как равномерная дуга. При появлении ребёнка на свет, его позвоночник выпрямляется и приобретает вид практически прямой линии. Именно с момента рождения начинает формироваться осанка.

При наличии навыка удерживания головы в поднятом состоянии, в шейном отделе позвоночника малыша постепенно возникает изгиб вперёд, так называемый, шейный лордоз. Если пришло время, когда ребёнок уже умеет сидеть, в грудном отделе его позвоночника также формируется изгиб, только обращённый назад (кифоз).

А если ребёнок начинает ходить, в поясничном отделе со временем образуется изгиб с выпуклостью, которая обращена вперёд. Это поясничный лордоз. Именно поэтому важно следить за дальнейшим правильным формированием детской осанки.

Об осанке и её нарушениях

Осанкой называют способность человека держать своё тело в разнообразных положениях. Она бывает правильной и неправильной.

Осанка считается правильной, если непринуждённо стоящий человек, находясь в привычной для него позе, не делает лишних активных напряжений и держит голову и корпус прямо. Кроме этого, он имеет лёгкую походку, слегка опущенные и отведённые назад плечи, направленную вперёд грудь, подтянутый живот и ноги, разогнутые в коленях.

При неправильной осанке человек не умеет правильно держать своё тело, поэтому, как правило, сутулится, стоит и передвигается на полусогнутых ногах, опустив плечи и голову, а также выставив вперёд живот. При такой осанке нарушается нормальное функционирование внутренних органов.

Различные нарушения осанки, будь то сутулость, лордоз, кифоз или сколиоз (боковое искривление позвоночника) – довольно часто встречаются у детей дошкольного и школьного возрастов. В основном, это дети либо физически ослабленные, либо страдающие какой-либо хронической болезнью, либо уже переболевшие тяжёлыми заболеваниями в раннем детстве.

Профилактика нарушений осанки

Профилактика любых нарушений, связанных с осанкой, должна быть комплексной и основываться на представленных ниже принципах.

Непрерывно развивающийся организм ребёнка на протяжении всего роста нуждается в полезных питательных веществах. Питание должно быть полноценным и разнообразным, так как от этого зависит, насколько правильным будет развитие мышц и костей.

Очень важны для здоровья детской осанки занятия физическими упражнениями, различными видами спорта (в особенности, ходьба на лыжах и плавание), гимнастикой, а также туризм, активные игры на свежем воздухе и др. Следует учитывать, что при физическом развитии не следует заставлять ребёнка совершать резких и быстрых нагрузок.

Во избежание проблем с осанкой необходимо не только организовать правильный режим дня (время прогулок, сна, бодрствования, питания и др.), но и строго соблюдать его, не делая никаких исключений, например, по выходным.

4.1. Комната должна иметь качественное освещение. Дополнительной настольной лампой должен быть оборудован детский письменный стол.

4.2. Высота стола должна соответствовать росту ребёнка. Существуют также особые парты, которые предназначены для коррекции осанки школьника.

4.3. Стул должен повторять изгибы тела. Правда, вместо такого ортопедического стула можно подкладывать за спину на уровне поясничного отдела тряпичный валик в дополнение обычному ровному стулу. Высота стула в идеале должна быть равна высоте голени. Используйте подставку для ног, если они не достают до пола.

4.4. Ребёнок должен сидеть так, чтобы спина его опиралась на спинку стула, а голова слегка наклонялась вперёд, а между телом и столом легко проходила ладонь ребром. При усаживании нельзя подгибать ноги под себя, так как это может привести к искривлению позвоночника и нарушению кровообращения.

4.5. В детской кровати должен быть ровный и твёрдый матрац. Благодаря такому матрацу масса тела ребёнка распределяется равномерно, а мышцы максимально расслабляются после вертикального положения туловища за весь день. Не допускайте того, чтобы ребёнок спал на мягкой поверхности.

Это провоцирует формирование неправильных изгибов позвоночника во время сна. Кроме этого, мягкий матрац стимулирует согревание межпозвоночных дисков, в связи с которым нарушается терморегуляция.

Что касается детской подушки, она должна быть плоской и располагаться исключительно под головой, а не под плечами.

  1. Грамотная коррекция обуви.

Правильный, точный и своевременный подбор детской обуви позволяет родителям избежать и даже устранить многие проблемы, такие как функциональное укорочение конечности, возникшее из-за нарушений осанки или компенсация дефектов стоп (косолапость и плоскостопие).

  1. Равномерное распределение нагрузок.

Известно, что чаще всего именно в школьном возрасте, когда у детей наблюдается стремительный рост костной и мышечной массы, они, к сожалению, приобретают искривление позвоночника.

Происходит это по причине того, что в таком возрасте позвоночник ребёнка не приспособлен к большим нагрузкам. Родители должны стараться не перегружать ребёнка при ношении им ранца, рюкзака или портфеля.

Помните, что по стандарту вес, который разрешено поднимать ребёнку, составляет 10% от общей массы тела.

Спинка у школьного ранца должна быть ровной и твёрдой, ширина его не должна быть больше ширины плеч.

Также ранец не должен висеть ниже пояса, а ремни на нём должны быть мягкими и широкими, регулироваться по длине.

Недопустимо в течение длительного времени ношение тяжёлых сумок на одном из плеч, что особенно актуально для девочек. В этом случае искривление позвоночника для них может стать неизбежной проблемой.

Что касается правильного переноса тяжестей, известно, что наклониться, взять тяжесть и поднять её – это огромная нагрузка на позвоночник и так делать нельзя. Правильным было бы сначала присесть с ровной спиной, затем взять, прижать к груди, подняться и отнести. И в качестве совета родителям: даже если вы сами не следуете этому правилу, научите ему вашего ребёнка.

Формирование правильной осанки

Стимулировать рост и развивать мышцы ребёнка можно смело начинать с момента его рождения. Так их рост и сила будут быстрее развиваться и преумножаться. Для грудных детей отличным помощником в этом является массаж (по назначению врача).

Малышу в возрасте 2-3 месяцев можно приступать делать упражнения на тренировку мышечных групп, отвечающих за удерживание тела в правильном положении.

Для этого достаточным будет при помощи ладоней поднять ребёнка, переведя из положения «лёжа» в положение «вверх», после чего недолго подержать его на весу.

В этой позиции мышцы и суставы малыша будут двигаться, тренируя при этом все мышечные группы.

После 1,5 лет в игровой форме с ребёнком можно начинать заниматься гимнастикой.

Вместе вы можете «колоть дрова», «по-кошачьи» выгибать спину, «качать воду», ходить по нарисованной линии, словно по канату, кататься по полу, проходить полосу препятствий и т.п.

Можно попросить ребёнка изобразить птичку: лечь на живот, «раскинуть крылья» (развести руки в стороны) и подержаться за щиколотки приподнятых ног.

Осанка ребёнка формируется до периода полового созревания. Всё это время необходимо следить за её формированием. Если у ребёнка уже возникло определённое нарушение, до наступления этого периода оно может быть исправлено.

Ребёнок при этом должен регулярно посещать врача-ортопеда, находясь у него на диспансерном учёте и проходить все доступные виды лечения.

Это может быть лечебная физкультура, плавание, массаж, физиотерапия, мануальная терапия, а также хирургическое лечение (по показаниям).

Полезные упражнения

Для формирования правильной осанки у детей, а также профилактики её нарушений в процессе занятий утренней гимнастикой, физической культурой и во время физкультминуток в домашних условиях и, главным образом, в дошкольных и школьных учреждениях можно использовать различные полезные упражнения. Ниже приведены примеры таких упражнений.

  • Ребёнок стоит на одной ноге или ходит по бревну.
  • Держа за спиной обруч, ребёнок делает наклоны в стороны.
  • Держа в руках гимнастическую палку, ребёнок приседает, стоя на носках.
  • Разведя руки в стороны, ребёнок делает наклоны назад.
  • Поставив ноги врозь и держа в руках гимнастическую палку, ребёнок, прогнувшись, делает наклоны вперёд.
  • Ребёнок поднимает ноги вверх, лёжа на спине.
  • Ребёнок ползает на четвереньках.
  • Ребёнок, сохраняя правильную осанку, ходит, удерживая какой-либо груз на голове.
  • Опущенными руками ребёнок держит гимнастическую палку за концы и поднимает руки вверх, заводя палку за спину, после чего чередует наклоны влево и вправо.
  • Используя турник или шведскую стенку, ребёнок, крепко обхватывая руками перекладину, сгибает ноги под прямым углом и находится в таком положении в течение нескольких секунд.
  • Находясь в положении «ноги вместе, руки опущены», ребёнок отводит правую ногу назад, а руки разводит в стороны и замирает, после чего повторяет упражнение с левой ноги.
  • Лёжа на спине, ребёнок при помощи ног «крутит педали велосипеда» или изображает «ножницы».
  • Лёжа на животе, ребёнок приподнимает согнутые в коленях ноги, обхватывает лодыжки руками и начинает покачиваться, как лодочка на волнах.
  • Стоя перед зеркалом, ребёнок, чередуя, сначала нарушает, а потом исправляет осанку.
  • Ребёнок прислоняется к стене пятью точками (затылок, лопатки, ягодицы, икры и пятки). Эти точки являются основными изгибами нашего тела наружу и в норме должны соприкасаться со стеной. После этого он выполняет различные движения, к примеру, приседания или разведение ног и рук в стороны, напрягая мышцы в среднем по 5 секунд.

Заключение

Дорогие родители, напоминать и говорить ребёнку «Сядь прямо» или «Не сутулься» конечно, нужно, но этого всё же недостаточно.

Начинайте беспокоиться о здоровье своих малышей ещё «с пелёнок» и обязательно найдите время для занятий с ними. Важным моментом в формировании правильной осанки ребёнка является личный пример.

Выполняйте упражнения вместе с ребёнком, держите спину ровно и будьте здоровы!

Источник: https://azbyka.ru/zdorovie/formirovanie-pravilnoj-osanki-u-detej

Мед-Центр Сосуд
Добавить комментарий