Профилактика и лечение нарушений осанки у детей дошкольного возраста

Нарушение осанки у детей: виды, причины, лечение

Профилактика и лечение нарушений осанки у детей дошкольного возраста

Ровная спина и королевская осанка – это не только красиво, но и полезно для здоровья. К сожалению, многие родители пренебрежительно относятся к этому правилу.

Как результат, к концу школьных годов дети получают искривление позвоночника, которое в таком возрасте очень тяжело поддается коррекции.

Поэтому очень важно знать, как вовремя распознать нарушение осанки у детей, а также как выровнять спину и вылечить недуг.

Признаки правильной осанки

Под понятием осанка подразумевается комфортное для тела вертикальное положение. И когда речь идет о ровной спине, характеристика учитывает такие моменты:

  • по всей длине (при взгляде со спины) позвоночник должен иметь одинаковое вертикальное расположение без изгибов в одну из сторон;
  • плечи и лопатки ребенка обязаны располагаться на одной горизонтальной линии, абсолютно симметрично;
  • ягодицы также должны находиться на одном уровне;
  • ноги имеют одинаковую длину;
  • отсутствие на спине асимметричных складок.

В возрасте до 24 лет, когда идет активный рост и развитие организма, правильная осанка играет немаловажную роль. И любые деформации позвоночника могут привести к развитию серьезных патологий, угрожающих здоровью и жизни ребенка.

Нарушение осанки и ее виды

В зависимости от типа искривления, в травматологии принято разделять нарушения на несколько видов:

  • сколиоз – право или левостороннее искривление позвоночника (формирование хребтом дуги в сторону от естественного вертикального положения);
  • кифоз – патологический изгиб хребта назад;
  • лордоз – чрезмерное прогибание позвоночника вперед.

В норме позвоночник здорового человека имеет несколько изгибов, оставаясь ровным в своей вертикальной плоскости при взгляде сзади.

Речь о патологическом искривлении осанки ведется в том случае, когда размеры этих изгибов чрезмерно увеличены. Нарушение осанки – это чаще всего сочетание нескольких вышеуказанных дефектов.

И в зависимости от общей клинической картины, выделяют такие виды искривления:

  1. Сутулость – увеличение кифоза грудного отдела позвоночника с одновременным уменьшением лордоза в области поясницы. Характеризуется сведением плечевых суставов вперед и согнутой спиной.
  2. Круглая спина – практически полное отсутствие лордоза в поясничном отделе в сочетании с чрезмерным увеличением грудного кифоза. Хождение на полусогнутых ногах и выпученный живот для удержания равновесия, согнутая голова и сведении плеч вперед – основные признаки дефекта.
  3. Кругловогнутая спина – увеличение физиологических изгибов во всех отделах позвоночника.
  4. Синдром плоской спины – уменьшение изгибов во всех отделах хребта. Как следствие, грудная клетка немного смещается вперед, область брюшной полости также выпирает.
  5. Плосковогнутая спина – уменьшение кифоза в грудном отделе с увеличением лордоза в области поясницы. В таком положении тазовая область существенно смещается назад.
  6. Сколиотическая осанка – боковое искривление позвоночного столба с полным нарушением симметричности тела.

Каждое из этих состояний несет опасность здоровью ребенка, и требует профессиональной коррекции при появлении первых признаков патологии. Но в чем же причины нарушения осанки у детей — это уже совсем другая тема.

Нарушение осанки у ребенка: возможные причины и риски

Берут ли призывников со сколиозом в армию

Приобретенное нарушение осанки у детей школьного возраста встречается очень часто. Виной тому могут послужить самые различные факторы, в том числе и травмы позвоночника. Хотя чаще всего это фиксация неестественного положения тела в течение продолжительного времени.

Так, к примеру, существенно повышаются риски искривления позвоночника у детей, имеющих проблемы со слуховым и зрительным аппаратом. Для распознавания речи, текстов или чтобы увидеть картинки для детей возникает нужда во время работы принимать неправильное положение тела (наклоняться, вытягивать шею).

Со временем это приводит к деформации позвоночника и искривлению осанки.

В группу риска также попадают дети, ведущие малоподвижный образ жизни и слаборазвитые в физическом плане. Неполноценное питание, сон на мягкой постели, неправильный распорядок дня, ожирение и дистрофия – все это предрасполагает к формированию дефектов позвоночника.

И если у ребенка нарушился сон, повысилась утомляемость или стали появляться жалобы на боль в области спины, а также груди, это предупреждение и необходимо срочно бить тревогу. На ранних стадиях нарушение осанки у ребенка гораздо легче поддается коррекции.

Лечение и профилактика

Лечебные мероприятия при искривлении позвоночника всегда проводятся комплексно и при тщательном контроле со стороны лечащего врача-ортопеда. Медикаментозная терапия практически не используется.

Исключение составляет лишь лечение нарушений осанки при сильной деформации вследствие травм и туберкулезном поражении позвоночника.

Во всех остальных случаях коррекция включает физиотерапию и другие лечебные процедуры:

  • ЛФК;
  • ортопедический массаж;
  • массаж мышц спины, живота, поясницы и грудной клетки;
  • мануальная терапия;
  • плавание;
  • электрофорез;
  • электростимуляция спинных мышц;
  • талассотерапия.

цель лечебного комплекса – формирование правильного изгиба позвоночника и укрепление мышц, которые смогут полноценно поддерживать ровную осанку.

В особо запущенных случаях ребенку показано использование специального корсета для поддержки спинных мышц.

Массаж и физиотерапия позволяют быстро восстановить обменные процессы и кровообращение в области спины, так что со временем от ношения корсета можно будет отказаться.

Важно! Ребенка (с нарушением осанки) для лечения родители обязаны поставить на диспансерный учет у детского врача-ортопеда.

Что касается профилактики, то в этом случае не может быть исключений и халатности. Сохранить ровную спину помогут такие несложные рекомендации:

  • правильная осанка при письме;
  • физическая активность;
  • подвижные игры;
  • сон на ортопедическом матрасе;
  • ношение одежды, не стесняющей движения, и правильно подобранной обуви;
  • полноценное питание;
  • соблюдение распорядка дня;
  • чередование режима активности и отдыха.

Кто-то может сказать, что это вполне стандартные рекомендации. Но ведь от этих стандартов зависит здоровье ребенка, и пренебрежение этими советами может крайне неблагоприятно отразиться на нем.

Профилактика нарушений осанки у детей – важнейший элемент ухода за своим чадом. Ведь если неправильная осанка сама по себе не является заболеванием, то последствия патологических изменений пугают.

Искривление позвоночника, как основного элемента опорно-двигательной системы, со временем приводит к нарушению работы абсолютно всех внутренних органов.

Если родители с детства научат своего ребенка держать спинку ровно, с малых лет станут приучать к спорту и правильно организуют рабочее место для школьника, то будет возможность предупредить развитие нарушения осанки.

Источник:

Нарушение осанки у детей дошкольного и школьного возраста

Искривление позвоночника сегодня является наиболее распространенной хронической патологией костно-мышечной системы среди лиц детского и молодого возраста. Нарушение осанки у детей может иметь врожденную природу.

Однако чаще патология является приобретенной и развивается после начала обучения ребенка в детском саду или школе. Это связано с длительным сидением за партой при отсутствии контроля над правильностью положения тела.

Причины нарушений осанки у детей

В основе приобретенного нарушения осанки у ребенка лежит длительное неправильное положение тела. К числу предрасполагающих факторов относят:

  • несоответствие размеров столов и стульев росту ребенка;
  • постоянное ношение портфеля или рюкзака только в одной руке;
  • астению;
  • низкую физическую активность;
  • слишком ранние попытки посадить младенца;
  • постоянное ношение младенца в одной руке или в одном положении;
  • ожирение;
  • недостаточность питания.

Нарушения осанки у детей дошкольного возраста и младенцев могут быть врожденными или приобретенными в родах. Патология развивается при родовых травмах, нарушении процесса формирования скелета, врожденном подвывихе шейных позвонков, недостаточном развитии соединительнотканных образований и прочее. Коррекция осанки у таких детей является более сложной и не всегда оканчивается успешно.

Врожденная неправильная осанка может развиваться при неправильном питании матери, начиная с 4-й недели беременности. Именно в этом периоде формируются зачаток позвоночника – хорда.

Нарушения линии осанки чаще встречаются у подростков-девочек. Это обусловлено более быстрым ростом тканей и органов, чем у мальчиков аналогичного возраста. Костные структуры часто не успевают развиваться с необходимой скоростью и подвергаются деформации.

Классификация заболевания

Существует несколько классификаций, позволяющих идентифицировать заболевание. Нарушения осанки у детей дошкольного и школьного возраста могут происходить в двух плоскостях – сагиттальной и фронтальной.

Искривление в сагиттальной плоскости:

  • уплощение физиологического изгиба в области поясницы с излишним выпячиванием грудного изгиба (сутулость);
  • уплощение всех изгибов позвоночника (плоская спина);
  • уплощение грудного отдела при нормальном развитии поясничного лордоза (плосковогнутая спина);
  • усиление грудного изгиба на протяжении всей груди (круглая спина);
  • увеличение грудного и поясничного изгибов (кругловогнутая спина).

Искривления во фронтальной плоскости могут быть обусловлены гипертонусом мышц в одной половине тела без органического изменения в строении позвонков. Это явление называют сколиотической дугой. Истинным сколиозом она не является. Сколиоз, основной диагностической чертой которого является изменения в строении или расположении позвонков, может иметь 4 степени тяжести:

  • 1-я степень – признаком истинного сколиоза является некоторая ротация позвонков. Признаки болезни видны только на рентгенограмме. Искривление не превышает 30%.
  • 2-я степень – Патология видна визуально. Уровень искривленности составляет 31-60%. Тело ребенка очевидно изогнуто в сторону.
  • 3-я степень – позвонки приобретают клиновидную форму. Изменения достигают 90%.
  • Процент искривления составляет более 90%. Происходит смещение внутренних органов.

3-я и 4-я степень сколиоза, как правило, приводит к тому, что ребенку приходится назначать инвалидность. Такие дети имеют выраженные изменения в работе внутренних органов, испытывают трудности при ходьбе и выполнении физической работы, страдают от множества хронических болезней, связанных с неправильным расположением почек, печени, кишечника.

Симптомы

Основным диагностическим признаком того, что формирование осанки проходит неправильно, является внешний вид малыша. У таких детей может отмечаться выпирание той или иной части тела, уплощение ягодиц, выпячивание живота, крыловидность лопаток, опущение плеч, сутулость. Такая симптоматика характерна для патологии сагиттального типа.

При сколиозе или сколиотической дуге искривление проявляется в виде асимметрии тела. На разном уровне могут находиться соски, плечи, голова может быть постоянно наклонена в сторону. В некоторых случаях отмечается атония мышц, слабое развитие скелетной мускулатуры.

Косвенно причины нарушения осанки у детей могут влиять и на общее состояние здоровья.

Так, признаком сколиоза или искривленности позвоночника в сагиттальной плоскости часто являются частые бронхиты, сниженная экскурсия грудной клетки, боли в спине, опущение внутренних органов, хронические запоры, головные боли, боли в спине. Часто на фоне неправильного развития позвоночника формируется остеохондроз, межпозвоночные грыжи.

Диагностика

Диагностика нарушений осанки основывается на визуальном осмотре больного. Однако для подтверждения диагноза в обязательном порядке назначается рентгенографическое исследование позвоночника, КТ или МРТ.

Визуально признаком того, что осанка начала неправильно формироваться, является асимметричность тела ребенка. Основные признаки асимметричности были описаны в предыдущем разделе данной статьи. Для более точной установки степени асимметричности может проводиться измерение расстояния между углами лопаток и седьмым шейным позвонком, расстояние между лопатками, расчет плечевого индекса.

Рентгенографические методики позволяют оценить тяжесть изменений, а также исключить ошибки, вызванные чрезмерной субъективностью визуального метода диагностики. На снимках отчетливо видны пораженные участки, а также изменения позвонков, вызванные искривлением.

Лечение нарушений осанки у детей и подростков

В основе консервативных методов, которые обычно используются для исправления осанки у маленьких детей, лежит формирование полноценного мышечного корсета, устранение провоцирующих факторов, выработка привычки ровно держать спину. В некоторых случаях используется внешняя поддержка позвоночника в правильном положении. При этом используется корсет для осанки, поддерживающий деформированный участок.

Говоря о том, как исправить осанку у ребенка, нельзя не упомянуть методики лечебной физкультуры. Грамотная физическая нагрузка позволяет в короткие сроки скорректировать начальные стадии искривления, предотвратив тяжелые последствия болезни. Одним из наиболее эффективных упражнений является вис на перекладине.

Источник: https://cmiac.ru/kosti-i-sustavy/narushenie-osanki-u-detej-vidy-prichiny-lechenie.html

Лечение и профилактика нарушений осанки у детей

Профилактика и лечение нарушений осанки у детей дошкольного возраста

Неправильная осанка в детском возрасте достаточно распространенное явление, которое может приводить к деформации позвоночного столба в процессе роста ребенка.

Поэтому очень важно, чтобы с самого детства у человека формировалась правильное положение спины.

Правильная осанка способствует нормальной деятельности внутренних органов, создает хорошие условия для дыхательных путей, обеспечивает равномерное поступление воздуха в носоглотку. Кроме того, с ровной спиной ребенок будет чувствовать себя уверенней.

Причины нарушения осанки

Деформация позвоночника у детей может быть как врожденным, так и приобретенным явлением. К врожденным относят:

  • Родовые травмы;
  • Неправильная постановка головы у новорожденных (кривошея);
  • Неправильное развитие тканей, органов и частей тела (дисплазия);
  • Аномалии при внутриутробном формировании позвоночного столба.

В большинстве своем неправильная осанка является приобретенной. Причинами искривления считают:

  • Избыточная масса тела;
  • Малоподвижный образ жизни (дети мало гуляют на свежем воздухе, не занимаются физическими упражнениями);
  • Слаборазвитая мускулатура;
  • Неудобная мебель (слишком низкий стул, высокий стол, мягкий матрас);
  • Неправильная поза за столом.

Как только родители обнаружили, что поза ребенка становится неестественной, нужно немедленно решать эту проблему. В дальнейшем исправить положение спины будет все труднее.

Профилактика осанки у детей

С самого раннего возраста ребенок должен привыкать держать спину прямо, чтобы у него развивался правильная мышечная память. До 18 лет, когда организм человека активно растет, детям важно находиться под наблюдением взрослых и врачей. Особенно это касается тех, у кого уже имеются явные нарушения осанки (сколиоз, кифоз). Важно выполнять ряд правил:

1.   Не нужно учить ребенка вставать и ходить раньше положенного срока. Когда время придет, малыш на инстинктивном уровне почувствует свое желание передвигаться.

2.   Нужно, чтобы ребенок находился в комфортных условиях. Мебель должна подбираться в соответствии с возрастом малыша. Ноги должны касаться пола, а спина опираться на спинку стула. Также с самого раннего детства нужно приучать ребенка к правильному положению во время сна, желательно спать на спине или на животе.

3.   Необходимо выбирать удобную обувь, в которой ребенок не будет чувствовать во время ходьбы какого-либо дискомфорта.

4.   Ребенку для укрепления суставов важно получать витамин D. Для этого нужно регулярно гулять в солнечную погоду.

5.   Важно, чтобы у малыша было сбалансированное питание с необходимым количеством белков, углеводов, жиров, витаминов.

6.   Родители должны позаботиться, чтобы ребенок не сидел целыми днями за компьютером и телефоном. Чтобы укрепить мышцы живота и спины ему нужно плавать, кататься на лыжах, выполнять гимнастические упражнения.

Упражнения для осанки

Для формирования и закрепления правильной осанки нужно проводить регулярные физические упражнения. Грамотная физическая нагрузка способна укрепить мышцы спины и предотвратить в будущем искривления позвоночника.

Однако упражнения должны проводиться на регулярной основе. Комплекс упражнений для осанки включает в себя нагрузку на разную группу мышц.

Для повышения эффективности от занятий используют спортивные снаряды – гантели, мяч, палка.

Родители могут вместе с детьми выполнять упражнения дома. Для этого нужно:

  • Ходить на месте с поднятыми коленями (руки на поясе);
  • Делать наклоны в сторону (руки на поясе);
  • Приседать с прямой спиной;
  • Встать на носочки и ходить так, держа руки на поясе.

Помимо физических упражнений для укрепления мышц спины полезно делать массаж. Только этим должен заниматься специалист.

Корректор осанки для детей

Одним из самых эффективных способов, формирующих идеальное положение спины, является корсет для осанки.

Ортопедическое изделие снимает излишнюю нагрузку с позвоночника, помогает выработать у ребенка привычку держать плечи ровно. Однако использовать бандаж для спины можно только после 4-6 лет.

Перед приобретением необходимо обязательно проконсультироваться с врачом, так как у приспособления имеются противопоказания.

Источник: https://kladzdor.ru/articles/detskoe-zdorove/lechenie-i-profilaktika-narusheniy-osanki-u-detey/

Нарушение осанки у детей школьного и дошкольного возраста: лечение с помощью лечебной гимнастики

Профилактика и лечение нарушений осанки у детей дошкольного возраста

10 апреля 2019 г.

Причины нарушения осанки в школьном и дошкольном возрасте, показания к физической терапии. Упражнения для дошкольников и учащихся младших классов. Профилактические приёмы.

Неправильная осанка у детей дошкольного возраста вызывает напряжение в теле и позвоночнике. Из-за этого у ребёнка появляется привычка сутулиться, которая влияет на его рост, развитие и будущие постуральные рефлексы (совокупность реакций, обеспечивающих сохранение определённого положения тела или его части в пространстве).

Поэтому взрослым следует уделять много внимания осанке своего чада и прививать ему любовь к занятиям физкультурой. Только активный образ жизни поможет сохранить здоровье и избежать различных болезней.

Показания к проведению занятий ЛФК

Гимнастику при нарушении осанки у детей выписывают при любом типе проблемы. Лечебная физкультура поможет укрепить стабилизирующие мышцы туловища без вреда детскому здоровью. Виды искривления осанки различаются по причинам развития и характеру проявления:

  1. Плоская спина. Характеризуется плоской грудной клеткой и выпяченными в разные стороны лопатками. Позвоночник недостаточно упругий и продолжает легко искривляться.
  2. Круглая спина. Усиленный физиологический кифоз и выраженный лордоз делают позвоночник излишне подвижным.
  3. Сутулая спина. Слабовыраженные прогибы с преобладанием кифоза формируют сколиотическую осанку, при которой одна лопатка выше другой. Такая патология встречается у людей любой возрастной категории.

При нарушенной осанке могут опускаться внутренние органы, при этом они перестают нормально функционировать. Также снижается объём лёгких, из-за чего возникает одышка и усталость.

Лишняя нагрузка на мышцы и суставы отзывается болями в спине. Ребёнку становится сложно запоминать информацию, поскольку кровь недостаточно насыщена кислородом.

Нарушенная осанка может сопровождаться головными болями, низкой самооценкой и отвержением своего физического «Я».

Обычно лечебную гимнастику для правильной осанки детям назначают вместо обычной физкультуры. Противопоказаний для неё нет, но врачи рекомендуют воздержаться от неё при наличии острых воспалительных заболеваний, вирусов и инфекций. Только после избавления от этих проблем можно приступить к лёгким упражнениям и постепенно переходить к более сложным.

Правила занятий и подготовка к ним

Когда специалист определит у ребёнка тип нарушения позвоночника и исключит противопоказания, он назначает ему комплекс упражнений, которые скорректируют и устранят дефекты. Перед занятиями необходимо убедиться, что ребёнок чувствует себя хорошо и ни о чём не беспокоится.

Хорошо поесть надо минимум за 2 часа до начала упражнений. ЛФК следует проводить в просторном помещении при комфортной температуре и хорошей вентиляции. Любой комплекс лечебной физкультуры состоит из разминки, основных упражнений, растяжки и расслабления.

Существуют правила, в соответствии с которыми следует организовывать занятия:

  1. ЛФК надо проводить не меньше трёх раз в неделю. Урок должен длиться не больше получаса для малышей до 7 лет, а для подростков — 40—60 минут.
  2. Детей также надо научить правильной технике дыхания.
  3. Движения надо совершать осторожно и плавно, постепенно усложняя их от урока к уроку.
  4. Ребёнок должен сообщать взрослым о любых болях и дискомфорте, возникающих во время проведения ЛФК.
  5. Упражняться следует только утром или днём.

Занятия должны быть системными и регулярными. Пропуски без серьёзной причины снизят положительное влияние физической терапии на организм детей.

Упражнения для дошкольников

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста часто проводится в форме игры. Малыши редко понимают, зачем им надо делать те или иные действия, когда им хочется побегать и попрыгать, поэтому занятия для них нужно сделать увлекательными, чтобы привлечь их внимание.

Упражнения для детей 6—7 лет:

  1. Начинают физическую терапию с ходьбы. Дети ходят по кругу, а взрослые следят за их осанкой. Малыши продолжают упражнение, но уже на носочках и с руками на поясе. Чтобы разогреть мышцы, ходьбу совершают с высоко поднятыми коленями. Каждую часть упражнения проводят в течение 15—20 секунд.
  2. Второе задание начинают с исходного положения ноги на ширине плеч. На вдохе медленно поднимают руки. Инструктору надо смотреть, чтобы малыши не прогибались в пояснице. На выдохе руки опускают. Выполняют упражнение 6 раз.
  3. Затем дети ложатся на спину. Руки вытягивают вдоль тела. Сначала поднимают правую руку и подтягивают к животу левую ногу. То же самое повторяют с другими рукой и ногой. Действия повторяют 6—8 раз.
  4. Следующее задание тоже выполняют лёжа. На выдохе поднимают ногу, чтобы она оказалась расположена перпендикулярно по отношению к телу, удерживают её пару секунд и опускают. Движение повторяют с каждой конечностью 3—4 раза. Ноги не должны сгибаться в коленях.
  5. Малыши переворачиваются на живот, приподнимают плечи и имитируют удары руками. Проделать задание надо 3—4 раза.
  6. Упражнения продолжают в том же исходном положении. Лёжа на животе, медленно поднимают верхнюю и нижнюю части тела. Немного прогнувшись, фиксируют положение на несколько секунд и расслабляются, вернувшись в изначальное положение. Повторяют упражнение 5—6 раз.
  7. Потом малыши встают на колени и опускают руки. Руки разводят в стороны, одну ногу выпрямляют и отводят вбок. Затем необходимо вернуться в исходное положение и повторить технику с другой ногой. Нужно сделать 6—8 подходов.

Когда занятия проводят в группе, инструктору необходимо уделять внимание каждому малышу. Если кто-то устаёт, тогда нужно сделать отдых на 1—2 минуты. Лечебную физкультуру рекомендуется проводить под музыку, чтобы деткам было весело и интересно.

На видео ниже показан хороший комплекс упражнений для детей 6-7 лет:

Лечебная физкультура для школьников

Гимнастика для осанки с детьми школьного возраста может проводиться в учебном заведении. Тех, кто освобождён от уроков физкультуры, записывают на ЛФК. Нарушения позвоночника часто выявляются во время медосмотра в школе.

Упражнения можно делать в домашних условиях, но под присмотром родителя, который будет следить за осанкой и правильным выполнением действий. Школьники могут сами принять и сохранить контрольную позу, оперевшись на стену спиной. Плечи поднимать нельзя. Затем можно заняться ходьбой, а после разминки начать упражнения с мячом или гимнастической палкой.

Программа упражнений для школьников:

  1. Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Ребёнок поднимает мяч или палку, глядя на снаряд. Затем прикладывает его к груди и возвращается в изначальное положение. Задание повторяется 4—5 раз.
  2. Необходимо поместить мяч в одну руку, завести его за спину, переложить в другую руку и вернуться в исходное положение. Упражнение делают 5—6 раз.
  3. Палку или мяч поднимают двумя руками над головой. Соединяют лопатки, разводя локти в стороны. Затем делают наклоны влево и вправо 6—8 раз.
  4. Ребёнок ложится на спину, поднимает ноги, разводит в стороны и перекрещивает. Движения нужно выполнить 6—8 раз. При скрещивании ноги меняют.
  5. Известное многим упражнение «Велосипед» исполняют для тренировки брюшной стенки. Ноги поднимают, сгибают в коленях и имитируют движения велосипедиста в течение 30 секунд.

Эти задания направлены на развитие спинных мышц. В комплекс можно включить приседания с вытягиванием рук вперёд (на одном занятии их повторяют 15—20 раз). Действия совершают со снарядом или без. Если используется гимнастическая палка, её держат впереди или заводят за спину на уровне плеч.

На видео ниже показан ещё один комплекс упражнений для исправления осанки у детей:

Комплекс простых и доступных упражнений

Комплекс рекомендован не только малышам, но и подросткам. Приёмы уже давно используются в лечебной гимнастике при разных типах искривления позвоночника.

Каждое упражнение совершают по 5—6 раз за одну тренировку. Примеры заданий:

  1. «Замок». Упражнение выполняют стоя. Одну руку забрасывают сверху за спину, сцепляют с другой и оставляют так на 10 секунд. Затем руки меняют.
  2. «Кошечка». Дети встают на колени, опираются на ладони, прогибают спину, а затем выгибают её дугой.
  3. «Каталка». Необходимо лечь на живот и поочерёдно поднимать вытянутые руки и грудь, а затем таз с ногами.
  4. «Шарик в животе». Дети должны представить, что внутри них находится воздушный шарик, который при вдохе надо надуть, а при выдохе — сдуть.
  5. «Опора». Ребята встают у стенки, прижимаясь к ней спиной. Руки располагают вдоль туловища. Затем медленно приседают и встают, сохраняя положение.
  6. «Руки-верёвки». В положении стоя делают наклоны верхней частью туловища вперёд, чтобы она была параллельна полу. Руками болтают свободно, как верёвками.

Следующее упражнение сначала вызывает проблемы в исполнении. На голову надо положить книгу и ходить с ней, пытаясь удержать. Таким образом формируется ровная и привлекательная осанка. Также тренируются шейные мышцы.

Профилактические упражнения

Формировать осанку ребёнку нужно с ранних лет. Младенцам делают массаж, укрепляющий мышцы спины. Также им рекомендуется плавание уже в первые месяцы жизни. Родители смотрят за осанкой малыша в период сна, кормления и игр.

Упражнения для устранения проблем позвоночника советуют выполнять в целях профилактики, чтобы не заработать сколиоз. Их можно делать дома:

  1. Гимнастическую палку берут так, чтобы она оказалась спереди и снизу. Руки поднимают, отводя одну ногу назад, при этом прогибаясь в пояснице. То же повторяют с другой ногой. Задание повторяют 6—8 раз.
  2. Руки с палкой заводят назад, ноги вместе. Ребёнок поднимается на носочки, а руки отводит максимально назад. Локти не должны сгибаться. Вперёд наклоняться нельзя. Упражнение делают 5—6 раз.
  3. Палка снова впереди. Руки поднимают, затем опускают к груди и возвращаются в исходное положение. Приём повторяют 3—4 раза.

Завершить лечебную физкультуру можно ходьбой в течение 30—40 секунд. Даже если у ребёнка нет дефектов позвоночника, ему всё равно необходимо вести активный образ жизни. Отлично формируют осанку боевые искусства и верховая езда. Чтобы дети в старшем возрасте самостоятельно занимались ЛФК, необходимо привить им эту привычку ещё с ранних лет.

Причины нарушения осанки у детей дошкольного и школьного возраста, методы лечения

Источник: https://OurKids.ru/narushenija/telo/narushenie-osanki/

Консультация для воспитателей «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»

Профилактика и лечение нарушений осанки у детей дошкольного возраста

Штанько Римма Рифовна
Консультация для воспитателей «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»

Болезни позвоночника – одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации.

Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте.

Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста.

Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

Наиболее частый дефект – вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы.

При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников.

Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

– Своевременное правильное питание;

– Свежий воздух;

– Подбор мебели в соответствии с длиной тела;

– Оптимальная освещённость;

– Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;

– Привычка правильно сидеть за столом;

– Расслаблять мышцы тела;

– Следить за собственной походкой.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже раннего возраста. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

Обязательно проводить физминутку во время занятия, когда дети находятся 30 мин в статическом положении. Также проводить упражнения по профилактике нарушения осанки между занятиями.

А дети которые же имеют нарушение осанки, выполняют каждый день, по два раза в день, несколько упражнений на укрепление мышц спины и живота. Упражнения на укрепление мышечного корсета.

Воспитателям групп, раннее был предложен «Веселый тренинг», с комплексом упражнений укрепляющих мышечный корсет. Карточки «Веселый тренинг» рекомендуются в физкультурные уголки групп с 4 до 7 лет.

Особенно нарушает осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 2- 3 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени.

Если ноги на достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз).

Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь, голова слегка наклонена вперёд.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка – невысокой (15- 17 см). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.

Воспитатели должны проверить каждую кроватку в спальной комнате. И не в коем случае на хранить под матрасами какие либо предметы. Также проверить, на сколько ровно держится поддон у кроватки.

В нашем ДОУ очень много кроваток, которые имеют реечный поддон. Обнаруживались кроватки, где нет двух, трех реек. На сколько деформируется спина у ребенка во время сна все могут представить.

И за весь год находящий в данной группе, ребенок получает страшное нарушение осанки.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

– Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;

– Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком.

Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц – от 3 до 6 сек.

, расслабление – от 6 до 12 сек.

– Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками, установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.

– Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

Примерный комплекс упражнений для профилактики осанки

у детей 5-7 летнего возраста.

Построение в шеренгу. Встать в положение “основная стойка”: голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены. Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осан-ку детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.

Упражнения в ходьбе по кругу

Обычный шаг с сохранением пра-вильной осанки (25-30 шагов). Стоя вне круга, проверить и исправить осанку каждого про-ходящего мимо ребенка.

“Журавлик”. Ходьба с высоким подниманием бедра (руки на по-ясе) 20-25 шагов. Следить за правильным положе-нием тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согну-той ноги оттягивать.

“Вырастаем большими”. Ходьба на носках (руки вверх, “в замке”) 20-25 шагов. Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.

“Мишка косолапый”. Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг (руки на поясе): “Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет. Шишка отскочила прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою – топ!”.

Следить за тем, чтобы дети держа-ли спину прямо, не наклоняли го-лову. Ноги ставить точно на на-ружный край стопы, слегка приво-дя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад.

При выполнении упражне-ния рекомендуется, чтобы дети хо-ром произносили стихи.

Ходьба с ускорением и перехо-дом в бег. Ходьба с последующим замедле-нием. Следить за тем, чтобы дети бежа-ли легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки детей.

Дыхательное упражнение. Отводя плечи назад, вдох – на 2 шага, выдох – на 4 шага. Вдох глубокий через нос. Выдох – через губы, сложенные трубочкой.

Упражнения в положении “стоя”

“Воробышек”. Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками. Отводя локти назад, сближать лопатки.

“Лягушонок”. Из И. П. – ноги на ширине плеч, руки перед гру-дью. Привести кисти к плечам (ладони вперед, пальцы врозь) и, говоря хором “квак”, вернуться в И. П. (4-6 раз). В положении “кисти к плечам” локти должны быть прижаты к бокам.

“Большие круги”. Круги назад выпрямленными в стороны ру-ками (кисти сжаты в кулаки) – 6-8 раз. Следить за тем, чтобы дети не опускали руки ниже уровня плеч.

“Мельница”. Поочередное приве-дение рук за затылок и спину (6-8 раз). Плечи развернуты, локти отведе-ны назад, голова прямо.

“Резинка”. Разгибая в локтях со-гнутые перед грудью руки – вдох. Вернуться в И. П., произнося звук “ш-ш-ш” – выдох. При отведении рук в стороны сближать лопатки, не опускать руки ниже уровня плеч.

“Вместе ножки – покажи ладош-ки”. Поднимаясь на носки, отвес-ти плечи назад и повернуть ладо-ни вперед. Вернуться в И. П., рас-слабляя мышцы рук (4-6 раз). Держать спину ровно и не выпя-чивать живот.

“Потягивание”. Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И. П., расслабив руки (4-8 раз). Плечи развернуты, колени вып-рямлены, живот подтянут.

Упражнения в положении “лежа на спине”

“Здраствуйте-прощайте”. Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа. (6-8 раз). При оттягивании носков рекомен-дуется слегка разводить пятки.

“Волна”. Согнуть ноги и подтя-нуть колени к животу. Выпря-мить. Пауза 3-5 сек. и отпус-тить ноги (4-6 раз). Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику. Носки во время упражнения должны быть оттянуты.,

“Пляска”. И. П. – лежа, руки под затылком, ноги приподняты. Развести ноги врозь и вернуться в И. П. (6-8 раз). Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику.

Упражнения в положении “лежа на животе”

“Воробышек”. Круги назад лок-тями рук, приведенными к плечам (5-8) раз. Голова приподнята.

“Рыбка”. Поднять голову и отве-сти плечи назад. Приподнять руки и ноги: пауза напряжения 4-6 сек. Опустить руки и ноги: пауза расслабления 6-8 сек. (3-4 раза). Следить за тем, чтобы дети не прогибались в пояснице.

“Лягушонок”. Руки из-под под-бородка привести к плечам ладо-нями вперед. Поднять голову и развести ноги. Медленно вер-нуться в И. П. (6-8 раз).

Построение, ходьба обычным ша-гом (1-2-3 круга). Проверка правильности осанки в положении “стоя” и в движении.

Комплекс (По материалам статьи “Воспитание осанки у детей и активная профилактика её нарушения в домашних условиях“, С. В. Хрущев, С. Д. Поляков, М. Н. Кузнецова).

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei-profilaktika-narushenija-osanki-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

Мед-Центр Сосуд
Добавить комментарий