Псевдобульбарная дизартрия: формы, причины, симптомы, лечение

Понятие псевдобульбарной дизартрии у детей, проявления, современные методики диагностики и лечения

Псевдобульбарная дизартрия: формы, причины, симптомы, лечение

Псевдобульбарная разновидность дизартрии появляется у ребенка по причине пареза мускулатуры артикуляционного аппарата (щек, языка, гортани, губ). Чаще патология встречается у пациентов с детским церебральным параличом (ДЦП). У взрослых заболевание провоцирует ишемическое повреждение мозговой ткани.

Псевдобульбарная дизартрия у детей возникает после родовых травм, инфекций и других причин. Внешние проявления заболевания характеризуются нарушением глотания, сосания, изменением мимики, течением слюны и другими проявлениями.

Терапия болезни направлена на устранение причины пареза мимических и артикуляционных мышц, а также восстановление речевой функции.

Понятие псевдобульбарной дизартрии, разновидности, причины возникновения

Псевдобульбарная дизартрия в детском возрасте – это патология, которая вызвана двухсторонним параличом артикуляционного аппарата по причине повреждения проводящих путей, подходящих к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов.

Так как перекрест путей в головном мозге от этих ядер не полный, при одностороннем повреждении путей у пациента не наблюдается клиники псевдобульбарной дизартрии.

Причинами заболевания могут быть травмы во время родовой деятельности, длительные гипоксические состояния на этапе вынашивания и родовспоможения, инфекционные поражения мозговой ткани.

Этиология болезни:

  • Гипоксические состояния – заболевание вызывает длительная гипоксия на всем протяжении вынашивания или в родах. Гипоксию во время вынашивания плода провоцируют отслойка плаценты, хронические заболевания матери (диабет, гипертония, гипотония и другие), повышенный тонус матки. Гипоксическое повреждение мозга во время родов часто вызвано очень длительными родами (более 12 часов), слабостью родовой деятельности, асфиксией, обвитием пуповины.
  • Травмы головы. Травмы дети часто получают в родах во время неправильного оказания пособия по родовспоможению: использование акушерских щипцов, вакуум-экстрактора, приема физического давления на живот акушером, излишней стимуляции родовой деятельности. Травмы на протяжении жизни возникают во время падений, ударов по голове, автомобильных аварий.
  • Внутриутробные инфекции и нейроинфекции (энцефалит, нейросифилис, туберкулез).
  • Дегенеративные процессы в мозговой ткани – лейкодистрофия, прогрессирующий надъядерный паралич.
  • Онкопатологии.

Псевдобульбарная разновидность дизартрии подразделяется на несколько видов в зависимости от степеней тяжести и форм патологии. Классификация заболевания имеет большое значение при постановке диагноза. В диагнозе обязательно пишут степень тяжести и форму болезни.

Степени тяжести патологии:

  • Легкая.
  • Средняя.
  • Тяжелая.

Псевдобульбарная дизартрия может также подразделяться на спастическую, стертую, паретическую, смешанную форму болезни. Спастическая форма отличается спазмом мускулатуры.

Паретическая разновидность проявляется парезом языка, щек, мимических мышц. Смешанная − имеет несколько признаков (спастической и паретической форм).

Стертая форма проявляется скрытым или неярко выраженным течением патологии.

Клинические проявления

Псевдобульбарная дизартрия имеет свои специфические проявления. У ребенка нарушается речевая функция, моторика, мимика. Отмечается течение слюны, нарушение глотательной функции и сосания. Во время питья пациент захлебывается, поперхивается из-за нарушенной иннервации гортани.

Легкая степень патологии проявляется слабовыраженным нарушением артикуляционной функции. Язык и губы двигаются медленно и недостаточно точно, поэтому у пациента отмечаются несильно выраженные отклонения жевания и глотания. Поперхивание наблюдается редко.

Воспроизведение речи замедлено, слова нечеткие, звуки в словах смазанные. Дети не способны четко произнести звуки «Ж», «Ш», «Р», «Ч», «Ц». Силы голоса для воспроизведения звонких звуков не хватает.

Ребенок не способен нормально выговаривать мягкие звуки по причине затруднения подъема спинки языка к небу.

У ребенка с легкой степенью патологии нарушается правильность письма. В написании слов наблюдается замена звука «Т» звуком «Д», звука «Ч» звуком «Ц» и так далее. Структура слова, грамматика и лексика у таких пациентов сохранена.

У больных со средней формой заболевания отсутствует мимика. Пациент не способен надуть щеки, вытянуть и плотно сомкнуть губы. Двигательная активность языка сильно ограничена.

У ребенка кончик языка не поднимается к небу, не поворачивается в стороны, не фиксируется в одном положении. Дети со средней степенью патологии говорят в нос.

У таких пациентов отмечается течение слюны, выраженное нарушение жевательной, глотательной функции.

При дизартрии средней тяжести воспроизведение звуков сильно нарушено. Речь невнятная, тихая, губы двигаются медленно, тяжело. Гласные воспроизводятся путем носового выдоха.

Дети невнятно говорят звуки «А», «У», звуки «И» и «Ы» при произношении смешанные. Ребенок способен говорить звуки «П», «Т», «М», «Н», «К», «Х».

  Звуки «Ч», «Ц», «Р», «Л» затруднены и воспроизводятся на носовом выдохе с хлопающим сопровождением.

Сила выдоха незначительна. Звонкие согласные у пациентов во время речи заменяются глухими звуками. Речь больных непонятна для окружающих, поэтому они не хотят говорить. Пациенты не могут учиться в обычных школах. Таких больных направляют в специализированные школы коррекции.

Пациенты с тяжелой формой патологии отличаются практически полным повреждением артикуляционного аппарата. Лицо пациента похоже на маску, челюсть отвисает, рот всегда открыт. Язык не двигается и лежит на дне нижней челюсти. Движения губ сильно ограничены. Жевательная и глотательная функции затруднены.

Речевая функция у ребенка отсутствует. Есть только отдельные непонятные звуки. Обучение пациентов с тяжелой степенью дизартрии осуществляется в специальных учебных заведениях. При правильном подходе больные могут осваивать общеобразовательные предметы, но это требует длительной работы логопедов.

Диагностические мероприятия

Диагностические мероприятия включают консультацию узких специалистов и педиатра, логопедическое обследование, инструментальные и лабораторные методики исследования.

Ребенка направляют к узким специалистам: неврологу, травматологу, генетику, инфекционисту. Основным является осмотр невролога, который позволяет оценить неврологический статус.

Лабораторные методики исследования включают анализ на наличие нейроинфекций.

Больным с дизартрией показана магнитно-резонансная томография (МРТ). Она помогает оценить состояние мозга, выявить очаги дегенерации, опухоли, гематомы, травматические повреждения, зоны ишемии. При наличии противопоказаний к МРТ проводят компьютерную томографию. Ребенку для проверки церебральной гемодинамики назначают допплерографическое ультразвуковое обследование, дуплексное сканирование.

Обследование у логопеда включает оценку состояния артикуляционного аппарата, устной и письменной речи, памяти. У больных логопед выявляет задержку речевого развития, фонетико-фонематические нарушения, общую недостаточность речевой функции. После оценки состояния логопед оформляет речевую карту, назначает коррекционные занятия.

Лечебные мероприятия

Лечение псевдобульбарной разновидности дизартрии направлено на устранение причин заболевания, а также восстановление речевой функции.

Пациента в зависимости от причин возникновения болезни может лечить невролог, нейрохирург, реабилитолог, логопед, психолог, специалист лечебной физкультуры, массажист.

Для устранения причины патологии возможно проведение хирургического лечения (удаление опухолей и гематом), антибактериальной и противовирусной терапии.

После устранения причины дизартрии назначается логопедическое лечение. Логопед проводит массаж мимических мышц, осуществляет постановку неправильно произносимых звуков. Специалист пытается увеличить эмоциональность мимики, учит ребенка плавным мимическим движениям.

Одновременно с коррекционными занятиями ребенку назначают лечебную физкультуру, массажные процедуры, рефлексотерапию, лечение при помощи тренажеров на компьютере. Активно проводят психологические беседы и тренинги. В восстановительный период детям показан прием ноотропных средств, нейропротекторов, витаминных комплексов.

Лечение нужно начинать как можно раньше. Шансы на излечение выше при своевременном обращении к доктору.

Прогноз, профилактические мероприятия

Восстановление речевой функции у больных с псевдобульбарной дизартрией зависит от выраженности симптоматики, а также от причин, вызвавших патологию.

Когда лечение основного заболевания проведено успешно, то и логопедическая коррекция даст хороший эффект.

Если у ребенка детский церебральный паралич, то прогноз зависит от тяжести повреждения мозговых структур, квалификации невролога и логопеда.

Профилактика дизартрии включает планирование беременности, исключение контакта с инфекционными больными во время вынашивания плода, предупреждение травм в родах за счет качественного оказания пособия при родоразрешении.

Беременным пациенткам рекомендуется сразу вылечивать инфекционные и хронические заболевания. После рождения при выявлении симптоматики дизартрии родителям рекомендуется своевременно обращаться к доктору.

Предупредить осложнения псевдобульбарной дизартрии можно путем соблюдения всех рекомендаций докторов, в том числе логопеда.

Заключение

Псевдобульбарная дизартрия у ребенка затрудняет общее и речевое развитие, поэтому нужно своевременно обращаться к врачам и логопеду при выявлении даже незначительной задержки или дефектов речевой функции.

Своевременная помощь больным с нарушением речи позволяет восстановить речевую функцию, адаптировать и подготовить пациента к обучению в школе.

Игнорировать патологию нельзя, так как это чревато осложнениями (нарушением развития, отсутствием адаптации в обществе).

Источник: //LogopediaCentr.ru/narusheniya-rechi/psevdobulbarnaya-dizartriya-u-detej/

Псевдобульбарная дизартрия – что это, как лечить

Псевдобульбарная дизартрия: формы, причины, симптомы, лечение

Если у человека заподозрили бульбарную дизартрию, понадобится пройти диагностику для подтверждения диагноза. Сделать это можно в условиях больницы, медицинский специалист выслушает жалобы пациента и решит, на какие обследования отправить.

Детям понадобится работать с логопедом и невропатологом. Первый специалист поговорит с несовершеннолетним и оценит состояние речевого аппарата, а также мышечную подвижность лица.

После этого врач сможет сделать заключение по поводу того, в каком состоянии находится ребёнок.

Как известно, бульбарная дизартрия выступает болезнью, которая способна поражать нервную систему. Именно поэтому потребуется обязательно обратиться к невропатологу. Специалист посмотреть заключение, которое сделал логопед, а затем осмотрит пациента.

Также в дополнение врач может назначить различные исследования. Наиболее часто пациента направляют на анализ крови и мочи, потому как отклонения в показателях указывают на наличие проблем со здоровьем. Часто осуществляется электрография мышц шеи, конечностей и языка.

Дизартрия речи не считается изолированным заболеванием. Это симптом, проявляющийся в расстройстве всех речевых характеристик: темпа, интонации, громкости, созвучности, четкости и т.д. В результате этого речь становится невнятной.

Причиной расстройства становится поражение отделов ЦНС, отвечающих за иннервацию речедвигательного аппарата.

Дизартрия у взрослых может развиться как следствие инсульта, опухоли или травмы головного мозга.

Она также сопровождает больных амиотрофическим и рассеянным склерозом, болезнью Паркинсона, встречается при олигофрении, нейросифилисе, а также других патологиях, затрагивающих головной мозг.

//www.youtube.com/watch?v=YtHuL1Jrcvs

В формировании слов участвует целая система органов. Это и губы, и язык, щеки, гортань, небо, дыхательная и лицевая мускулатура. При дизартрии эти элементы работают не скоординировано. Причиной тому становится поражение таких нервов:

  • подъязычный;
  • языкоглоточный;
  • лицевой;
  • тройничный.

При этом наблюдается неадекватная работа языка: ограниченность его движений в стороны, вверх, вниз. Он находится в напряженном состоянии, из-за чего быстро устает, может наблюдаться асимметричность поражения.

Мускулатура щек также лишена скоординированных движений. Это снижает способность правильного удержания позы при произношении звуков. Затруднено движение нижней челюсти. Губы чрезмерно сжимаются или, наоборот, расслаблены, язык лежит на дне ротовой полости, податливость мягкого неба также нарушена.

Двигательная скованность, напряженность, парезы и параличи лицевой мускулатуры приводят к тому, что речь

такого больного становится непонятной, нечеткой и сложной для восприятия. Нередко ее характеризуют как каша во рту.

Речевые дефекты проявляются в разной степени, в зависимости от зоны и масштабности поражения. Наблюдается артикуляционное нарушение произношения. Человек не проговаривает практически все звуки, и гласные, и согласные.

Нередко шипящие и свистящие звуки имеют межзубное или боковое произношение, теряется правильность звучания звонких и твердых согласных, появляются дефекты произношения «л» и «р», звуков с заднеязычным произношением.

Переднеязычные буквы («д», «т», «з», «с») произносятся с межзубным свистом, Сложные звуки заменяются более простыми. Речь либо неестественно замедляется, становится протяжной, либо, наоборот, ускоренной. Между буквами появляются промежутки, случаются замены букв.

Голос также претерпевает изменения. Он теряет свою громкость звучания, становясь более тихим и обессиленным. Тембр приобретает гнусавость и глухость. Речь – монотонная, без эмоционального окрашивания. Теряется интонация голоса: вопросительная, повествовательная, восклицательная. Речевой ритм непостоянный, нарушается расстановка ударения.

За счет проблем с иннервацией речевое дыхание также изменяется. Во время произношения оно учащается, делается сумбурным и прерывистым. Человеку как будто не хватает воздуха, чтобы договорить фразу до конца.

Таким образом, нарушение речи при дизартрии носит полиморфный характер, то есть она претерпевает изменения по всем своим характеристикам. Они довольно устойчивы.

Диагностика расстройства является прерогативой неврологии и логопедии. Особую роль в постановке диагнозе играют инструментальные методы исследования: ЭЭГ, электронейрография, электромиография, МРТ, транскраниальная магнитная стимуляция.

Логопед, в свою очередь, обязательно осматривает состояние органов речедвигательного аппарата, лицевой, мимической мускулатуры. Специалист оценивает характер речи: насколько она понятна для восприятия, правильность произношения отдельных звуков, ее темп, ритм, интонацию, громкость, синхронность работы артикуляционного аппарата, грамматическую сторону.

Письменную речь оценивают, предлагая пациенту переписать какой-либо текст или написать его под диктовку.

Лечение расстройства должно начинаться с купирования основного заболевания. Но нельзя оставлять без внимания и речевые нарушения.

Коррекцию дизартрии желательно начинать как можно быстрее. Ощущая свои разговорные особенности, пациент будет стараться ограничивать общение в обществе. Это приведет к усугублению речевого дефекта. К примеру, из первой стадии оно перерастет во вторую. Изоляция также способна вызвать затруднения понимания нормальной речи.

Поэтому, помимо терапии основного заболевания, проводится коррекция речевых дефектов. Для этого применяют методы физиотерапии:

  • различные виды массажа, в том числе Шиацу – воздействие на рефлексогенные точки пальцевым методом;
  • иглоукалывание;
  • лечебная физкультура, в том числе с применением специальных тренажеров;
  • лечебные ванны.

Допускается назначение психоневрологом психотропных препаратов как вспомогательных средств для нормализации психоэмоционального фона.

Логопедическое лечение заключается в использовании:

  • логопедического массажа – проработка лицевых мышц. Он позволяет улучшить кровообращение, восстановить нормальный мышечный тонус. Используется для налаживания речевой моторики;
  • упражнений для постановки голоса – регулируется работа ых связок, громкость и тембр голоса;
  • пальчиковой гимнастики – разработка мелкой моторики рук, которая взаимосвязана с речевой функцией;
  • обучение постановки органов артикуляции для правильного произношения;
  • просодических упражнений – работа над интонацией, силой, высотой, темпом голоса. Помогает устранить его монотонность;
  • дыхательной гимнастики. Ее упражнения налаживают правильный ритм дыхания во время речевой активности.

Среди психотерапевтических методик применяется:

  • арттерапия;
  • смехотерапия;
  • глино- и воскотерапия;
  • ароматерапия;
  • музыкотерапия;
  • хромотерапия или цветотерапия.

Комплексное применение всех методов лечения позволяет скорректировать нарушения речи. В отдельных случаях дизартрию удается искоренить полностью, в других – добиться стойких положительных изменений.

Немаловажным является обучение больных существованию в обществе с их проблемой. Людей с дизартрией обучают установлению зрительного контакта с собеседником, употреблению бессловесных способов выражения – жестов, картинок и т.д., умению распознать, что собеседник понял его.

Вылечить самостоятельно заболевание не получится, нужна помощь медиков и логопеда-дефектолога. Коррекция нарушения включает прием медикаментов, если речь идет об органических поражениях мозга, нервных расстройствах. Большую роль играют занятия с логопедом, направленные на правильную постановку речи.

Профилактическая и лечебная терапия начинается после глубокой диагностики. Своевременное осуществление диагностики и лечения устранит неблагоприятное развитие психомоторики ребенка.

Коррекционная программа для детей с дизартрией составляется на основе результатов, полученных посредством комплексного обследования.

В подавляющем большинстве случаев дизартрия является болезнью, сопутствующей детскому церебральному параличу и основана на органическом поражении центральной нервной системы. Нарушение происходит еще во внутриутробном периоде жизни плода или является следствием родовой травмы.

Приобретенная патология в раннем детском возрасте обусловлена перенесенными острыми инфекционными заболеваниями, такими как: энцефалит, острый гнойный отит, менингит, тяжелая травма головы.

У взрослого человека стойкое нарушение речи возникает после инсульта или черепно-мозговой травмы, а также может быть вызвано наличием опухолей в головном мозге, развивающимися болезнью Паркинсона или рассеянным склерозом.

Для успешной коррекции речевых расстройств необходимо придерживаться следующих принципов:

  • Системный принцип сочетания различных методов.
  • Регулярность проведения занятий.
  • Начало восстановления речевых функций незамедлительно после их диагностики.
  • Восстановление всех составляющих речи одновременно (связанность, артикуляция, правильная грамматика).
  • Коррекция психического состояния человека в целом.
  • Формирование стимулов к проведению лечения, индивидуальность занятий.

Своевременность коррекции особенно важна в случаях развития дизартрии после инсультов и черепно-мозговых травм и врожденных аномалиях речи при ДЦП. Очень важна целенаправленность и последовательность прилагаемых усилий, ведь лечение может продлиться в течение нескольких лет.

Главными методами устранения речевой дизартрии являются:

  • устранение ых нарушений;
  • постановка правильного речевого дыхания;
  • формирования фонематического приятия;
  • развитие мимической моторики и артикуляции;
  • правильная постановка звуков;
  • развитие моторики рук.

На подготовительном этапе коррекции происходит устранение вторичных проявлений болезни, препятствующих произношению звуков: повышенного слюноотделения и атрофии мышц.

Следующим шагом становится верная постановка отдельных звуков, слогов и слов. На заключительной стадии основной задачей является вовлечение больного в продуктивное общение.

Мышцы оральной области тренируются простыми навыками жевания, которые у больных вследствие инсульта (а также при других нарушениях нервной системы) могут быть утрачены. Человека попросту учат жевать заново, то одной, то другой стороной рта.

Диагноз дизартрия у детей: что это такое

Дизартрия – это заболевание, которое характеризуется расстройством речи: нарушены артикуляция, фонация, речевое дыхание, темп, ритм, интонация речи. Она становится невнятной и неразборчивой. Процент детей, у которых могут выявить эту болезнь, раньше равнялся 3-6, теперь это значение увеличивается.

Дизартрия у детей может стать последствием родовой травмы, интоксикации во время беременности у матери, острой инфекции или сопровождать ДЦП.

Общие проявления у больных ребятишек заключаются не только в речевых проблемах, но также и нарушении моторики (крупной и мелкой), проблемах с жеванием и глотанием. Больным малышам сложно совершать простые движения – прыгать, рисовать, лепить. Заболевшим детям тяжело даются любые звуки и слоги, они не могут связать слова между собой, совершают ошибки в применении предлогов.

Лечение желательно проводить амбулаторно после постановки диагноза и наблюдаться у невролога, психиатра или логопеда.

При этом есть ряд упражнений, выполняя которые самостоятельно и на регулярной основе, родители могут ускорить выздоровление.

Терапия

Псевдобульбарная дизартрия лечится комплексными методами. В первую очередь необходимо будет устранить первопричину заболевания. Если имеются нейроинфекции, нужно будет провести антибактериальную и противовирусную терапию. При инсульте нужно позаботиться об улучшении кровообращения и о предотвращении повторного возникновения тромбов.

Пациенту с псевдобульбарной дизартрией понадобится ходить на логопедические занятия. При помощи специального массажа удастся устранить гипертонус мышц. Понадобится артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения. Важно сделать речь плавной и эмоционально выразительной. При лёгких формах патологии удастся полностью восстановить речевую функцию.

Восстановительная терапия нужна в качестве реабилитации. Человеку рекомендована лечебная физкультура, массаж, компьютерные тренажёры, психологическое консультирование.

Врач пропишет человеку препараты для улучшения состояния. Понадобится применять ноотропные средства, витамины группы B, а также нейропротекторы.

При регулярном применении лекарственных средств удаётся добиться положительного результата.

Прогноз напрямую зависит от того, по какой причине появилось расстройство речевой функции. При ранней и правильной терапии удаётся полностью устранить имеющийся дефект.

Неблагоприятный прогноз можно сделать при прогрессирующих дегенеративных болезнях центральной нервной системы. Людям важно предупреждать возникновение патологий, из-за которых прогрессирует псевдобульбарная дизартрия.

В этом случае меньше вероятность столкнуться с нарушением речи.

Источник: //nevrolog-info.ru/psevdobulbarnaya-dizartriya/

Псевдобульбарная дизартрия

Псевдобульбарная дизартрия: формы, причины, симптомы, лечение

Псевдобульбарная дизартрия — это патология речи, обусловленная расстройством иннервации артикуляционных мышц вследствие поражения кортико-бульбарных проводящих трактов.

Проявляется затруднением, замедлением, нечленораздельностью, обрывочностью высказываний на фоне гипомимии, спастического гипертонуса артикуляционной мускулатуры, дисфагии, изменений голоса.

Диагностируется псевдобульбарная дизартрия методами неврологического и логопедического обследования, ультразвуковой диагностики церебрального кровоснабжения, нейровизуализации. Логопедическая коррекция последовательно осуществляется совместно с лечением основной патологии, восстановительной терапией.

Термином «дизартрия» обозначаются нарушения речи, обусловленные неправильной работой артикуляционных органов: языка, губ, щёк, гортани. Псевдобульбарная форма дизартрии возникает вследствие двустороннего центрального пареза мышц, приводящих в движение органы артикуляции.

Следует отличать псевдобульбарный вариант нарушения от бульбарного, связанного с периферическим парезом тех же мышц, вызванным поражением ядер черепно-мозговых нервов бульбарной группы. У детей псевдобульбарная дизартрия наиболее часто встречается в симптомокомплексе детского церебрального паралича.

У взрослых 85% случаев патологии приходится на ишемические инсульты.

Псевдобульбарная дизартрия

Речевые нарушения возникают вследствие поражения проводящих путей, соединяющих ядра бульбарных нервов (языкоглоточного, блуждающего, подъязычного) с моторной корой мозга.

Благодаря неполному перекрёсту указанных трактов, каждое ядро соединено одновременно с корой обоих полушарий. Поэтому одностороннее поражение не ведёт к выраженной речевой дисфункции.

Этиофакторами, провоцирующими патологические изменения в области корково-бульбарных путей, выступают:

  • Цереброваскулярные расстройства. Тромбо- и атероэмболические обширные ишемические инсульты с двусторонним характером поражения обуславливают остро возникающую псевдобульбарную дизартрию. Хроническая ишемия мозга на фоне церебрального атеросклероза, диабетической ангиопатии, гипертонической энцефалопатии приводит к постепенно прогрессирующим псевдобульбарным расстройствам.
  • Черепно-мозговые травмы. Наиболее частая причина дизартрии у молодёжи и детей старше 1 года. Травмирование мозговых тканей при тяжёлом сотрясении, ушибе головного мозга сопровождается образованием участков аксонального повреждения, размозжения церебрального вещества, формированием внутримозговых гематом. Указанные изменения приводят к повреждению, компрессии, расстройству кровоснабжения кортико-бульбарных трактов.
  • Перинатальная патология. Гипоксия плода, внутриутробные инфекции, осложнённые роды, асфиксия новорожденного, внутричерепная родовая травма оказывают повреждающее действие на церебральные структуры ребёнка. В результате возникают морфологические и функциональные нарушения кортико-бульбарного взаимодействия.
  • Церебральные дегенерации. Прогрессирующий надъядерный паралич, лейкодистрофия, некоторые формы БАС сопровождаются нарастающим псевдобульбарным синдромом. Нарушения речи обусловлены дегенерацией и гибелью связывающих кору и бульбарные ядра двигательных волокон.
  • Нейроинфекции. Диффузные воспалительные изменения церебральных тканей при энцефалите, нейросифилисе, туберкулёзном поражении могут затрагивать различные участки прохождения кортико-бульбарных связей. Воспалительное поражение последних ведёт к их дисфункции и развитию дизартрии.

По корково-бульбарным трактам проходят регулирующие импульсы от нейронов моторной области коры, отвечающей за артикуляционные органы, к ядрам бульбарных нервов. Под воздействием указанных выше этиофакторов это взаимодействие нарушается.

В результате активность ядер бесконтрольно повышается, возникает гипертонус и гиперрефлексия артикуляционных мышц. Повышенный тонус ых связок затрудняет их дифференцированные колебания при прохождении воздушной струи, что приводит к дисфонии.

Гиперрефлексия обуславливает появление характерных для грудных детей сложных безусловных рефлексов орального автоматизма. При этом снижается способность производить произвольные артикуляционные движения, вследствие чего развивается дизартрия и другие нарушения (дисфагия, затруднение жевательных движений).

Не требующие участия коры мозга рефлекторные артикуляционные акты (например, облизывание губ при попадании на них пищи) сохраняются.

Специалистами в сфере отечественной логопедии псевдобульбарная дизартрия классифицируется на 3 формы: паретическую, спастическую и смешанную.

Однако указанная классификация оспаривается врачами-неврологами, поскольку в основе нарушений лежит спастический парез, то есть все случаи заболевания являются смешанными по сути.

В зависимости от выраженности расстройств артикуляционной моторики различают 3 степени дизартрии:

  • Лёгкая. Грубые нарушения отсутствуют, артикуляционные движения замедлены, недостаточно точны. Речь смазана, но в целом понятна окружающим. Дисфагия проявляется редкими попёрхиваниями, мимика сохранена.
  • Среднетяжёлая. Отмечается грубый дефект произношения, нечленораздельность речи делает её непонятной окружающим. Понять больного способны лишь его близкие. Наблюдаются слюнотечение, расстройства мимики, жевания, глотания.
  • Тяжёлая. Полная или практически полная анартрия. Речевая продукция отсутствует. Лицо маскообразное, рот открыт, нижняя челюсть отвисает, вытекает слюна, язык недвижимо лежит в полости рта. Выражены расстройства глотания и жевания.

Спастическое состояние мышц обуславливает изменение артикуляции практически всех звуков. Прежде всего страдает произношение сложных по своему артикуляционному укладу звуков: «р», «л», «ч», «ш», «ц». Парез кончика языка делает невозможным осуществление вибрирующего «р». Гипертонус мышц языка обуславливает смягчение «л», «ш». «ж».

Звуки «ч», «ц», «б», «п», «к» заменяются щелевым компонентом. Искажено звучание гласных, в большей степени «и», «э». В целом речь напряжена, замедлена, смазана, лишена интонации. Характерна охриплость, осиплость, назализация голоса. Укорочение дыхательных фаз ведёт к возникновению обрывов фраз, построению речи отдельными короткими предложениями.

Выраженные затруднения экспрессивной речи обуславливают снижение речевой продукции.

Псевдобульбарная дизартрия сочетается с иными проявлениями псевдобульбарного паралича: дисфагией, насильственным плачем или смехом. Отсутствует произвольный контроль за наполнением слюной ротовой полости, что приводит к обильному слюнотечению. Затруднение плотного смыкания челюстей и губ сопровождается постоянным вытеканием слюны из уголка рта.

Как правило, наблюдается спастический парез мимической мускулатуры с характерной «застывшей» мимикой лица: насильственной улыбкой или, напротив, выражением недовольства. Соответственно причинному заболеванию отмечаются прочие общие и очаговые неврологические симптомы: цефалгия, атаксия, менингеальный синдром, гемипарез, когнитивные расстройства и т.

п.

У детей раннего возраста псевдобульбарные проявления манифестируют нарушениями сосания, проглатывания пищи, попёрхиванием и покашливанием, постоянным слюнотечением, обеднением мимики.

Дефект речевой функции выявляется после 2-3-летнего возраста в виде сложностей звуковоспроизведения. Трудности артикуляции вынуждают детей молчать.

Ограничение речевой коммуникации приводит к сложностям понимания высказываний собеседника, слабому набору словарного запаса, нарушениям в развитии грамматической стороны речи.

Речевая дисфункция нарушает коммуникативные возможности пациента.

Осознание собственного дефекта, невозможность адекватно донести до окружающих свои мысли и чувства неблагоприятно отражаются на психическом самочувствии, могут явиться причиной ряда невротических расстройств: неврастении, депрессии, ипохондрии. Затруднение глотания сопровождается попёрхиванием едой с попаданием её в дыхательные пути, что опасно развитием асфиксии, аспирационной пневмонии.

У детей псевдобульбарная дизартрия на фоне становления речевой функции приводит к фонетико-фонематическому и общему недоразвитию речи, в будущем — к формированию дислексии, дисграфии.

Дети с лёгкой степенью дизартрии при нормальном уровне интеллектуального развития сталкиваются с трудностями обучения в общеобразовательной школе. При средней и тяжёлой степени дефекта необходима учёба в специализированной школе.

Без своевременной коррекции нарушения речевой коммуникации в детском возрасте осложняются развитием пограничной интеллектуальной недостаточности или более грубой задержкой психического развития.

Верификация диагноза требует не только установления формы речевого нарушения, но и основной патологии мозга. Первостепенным для последующего выбора лечебной тактики и выстраивания прогностических предположений является оценка характера и обширности церебрального поражения. Диагностический поиск осуществляется при помощи следующих основных обследований:

  • Неврологический осмотр. Неврологом производится осмотр, тестирование артикуляционной моторики, мимических движений. Определяется ограничение мимики, наличие псевдобульбарного синдрома: дизартрии, дисфагии, дисфонии, сопровождающихся мышечным гипертонусом, повышением нёбного и глоточного рефлексов, появлением феноменов орального автоматизма (сосательного, хоботкового рефлексов). Возможно выявление очагового неврологического дефицита, позволяющего предположить локализацию патологического процесса.
  • Логопедическое обследование. В ходе исследования логопед оценивает состояние артикуляционных органов, устной и письменной речи, слухоречевой памяти. У взрослых псевдобульбарная дизартрия носит преимущественно изолированный характер, не сопровождается расстройством внутренней речи. У пациентов детского возраста часто диагностируется ЗРР, ОНР, ФФН.
  • Нейровизуализация. Наиболее информативна МРТ головного мозга, позволяющая диагностировать зону инсульта, воспалительные очаги, дегенеративные процессы, посттравматические повреждения, опухолевые образования. При противопоказаниях к МРТ проводят КТ головного мозга. Для оценки церебрального метаболизма назначают ПЭТ-КТ.
  • Исследование цереброспинальной жидкости. Забор жидкости производится при люмбальной пункции. Анализ позволяет выявить характерные для нейроинфекций воспалительные изменения, верифицировать возбудителя путем посева на питательные среды, проведения ИФА, ПЦР-диагностики.
  • Оценка мозговой гемодинамики. Необходима при подозрении на хроническую цереброваскулярную недостаточность. По показаниям проводится УЗДГ экстракраниальных сосудов, церебральное дуплексное сканирование, МРТ мозговых сосудов. Снижение церебрального кровотока, особенно в пожилом возрасте, может являться фоновым состоянием и не исключает наличия другой причинной патологии.

Дифференциальный диагноз проводится в первую очередь с бульбарной дизартрией, наблюдающейся при прогрессирующем бульбарном параличе. В отличие от неё псевдобульбарная дизартрия характеризуется повышением тонуса и рефлексов, отсутствием атрофий языка, наличием оральных автоматизмов.

Мозжечковая дизартрия отличается от псевдобульбарной скандированным характером речи, гипотонией мышц языка.

Основу патологических изменений при корковой дизартрии составляет поиск правильного артикуляционного уклада, который может сопровождаться синкинезиями (сморщиванием лба, высовыванием языка).

Успешная коррекция речевых нарушений невозможна без эффективной терапии причинного заболевания и последовательной реабилитации. Лечебные мероприятия проводятся усилиями невролога, нейрохирурга (при необходимости), реабилитолога, логопеда, нейропсихолога, врача ЛФК, массажиста. Комплексная терапия включает:

  • Этиопатогенетическое лечение. Направлено на устранение этиологического фактора и блокирование механизмов развития заболевания. При нейроинфекциях подразумевает этиотропную антибактериальную, противовирусную терапию, при опухолях, гематомах — радикальное удаление, при инсульте — гемостатическую или тромболитическую терапию.
  • Логопедические занятия. Мышечный гипертонус устраняется при помощи расслабляющего логопедического массажа. Проводится артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения. Осуществляется постановка и доведение до автоматизма артикуляционных укладов проблемных звуков. Последующая логопедическая работа направлена на достижение плавности, эмоциональной выразительности высказывания.
  • Восстановительную терапию. Методами реабилитации служат лечебная физкультура, массаж, рефлексотерапия, использование различных компьютерных тренажёров, психологическое консультирование. Реабилитация осуществляется на фоне нейрометаболической медикаментозной поддержки ноотропами, нейропротекторами, витаминами группы В, по показаниям — сосудистыми фармпрепаратами.

Возможность восстановления речевой функции определяется характером причинной патологии. На фоне успешной этиопатогенетической терапии ранняя логопедическая коррекция способствует полному устранению речевого дефекта.

У детей с ДЦП прогноз зависит от тяжести нарушений, регулярности и последовательности проводимой логопедической и нейропсихологической работы. Наиболее неблагоприятен прогноз при прогрессирующих дегенеративных поражениях ЦНС.

Профилактика сводится к предупреждению возникновения заболеваний, вследствие которых развивается псевдобульбарная дизартрия.

Источник: //www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/speech-disorder/pseudobulbar-dysarthria

Псевдобульбарная дизартрия – причины, симптомы, коррекция

Псевдобульбарная дизартрия: формы, причины, симптомы, лечение

Дизартрией обозначается нарушение речеобразования в результате органического поражения отдельных участков мозга.

Псевдобульбарная, называемая иначе «ложная», наиболее часто встречающаяся форма расстройства. В детском возрасте она, как правило, приобретает врожденный характер, во взрослом становится последствием перенесенного инсульта.

Понятие псевдобульбарной дизартрии

У детей патология входит в комплекс симптомов ДЦП. На ее формирование влияют инфекции, перенесенные в период внутриутробного развития, родовые травмы, длительная асфиксия.

В отличие от истинной, бульбарной дизартрии, при псевдобульбарной изменения не затрагивают продолговатый мозг. Поражаются нервно-проводящие пути, ответственные за иннервацию артикуляционного аппарата. Возникает полный или частичный паралич мимических мышц. Лицевая мускулатура малоподвижна, страдает не только звукопроизношение, но и физиологические акты пережевывания и глотания пищи.

При существующих моторно-речевых проблемах умственные способности таких детей изначально не нарушаются. Ребенок на слух воспринимает собственные дефекты речи и пытается их исправить. Псевдобульбарная дизартрия, в отличие от бульбарной формы, легче поддается коррекции и имеет более оптимистичные прогнозы.

Причины псевдобульбарной дизартрии

Патология всегда развивается на фоне органического повреждения нервно-проводящих волокон. Развивается двухсторонний спастический паралич мышц. Таким образом, при анатомически правильном речевом аппарате сознательное управление мускулатурой оказывается невозможным.

Как и ДЦП, псевдобульбарная дизартрия связана с аномалиями внутриутробного развития или сложным родовым процессом. На формирование патологии влияют:

  • тяжело протекающая беременность, отягощенная гестозом, гипоксией плода, несовместимостью резус-фактора;
  • осложненная родовая деятельность;
  • асфиксия в родах;
  • внутриутробные инфекции, поражающие нервную систему плода.

В раннем детском возрасте дизартрия формируется, как осложнение перенесенных состояний:

  • инфекционно-воспалительные процессы мозговых оболочек;
  • тяжелая общая интоксикация;
  • гнойно-воспалительные патологии ЛОР-органов: синусит, отит;
  • травмы черепа.

Патология может настигнуть и взрослого человека при следующих отклонениях:

  • ишемическая форма инсульта;
  • формирование атеросклеротических бляшек, хроническая гипоксия мозга;
  • поражение нервных волокон при рассеянном склерозе;
  • новообразования головного мозга любой этиологии.

Проводить полноценную коррекцию и восстановительную терапию без воздействия на первопричину невозможно. Поэтому лечение всегда идет параллельно.

Степени заболевания

В зависимости от глубины поражения мозга и нейромышечного аппарата выделяют 3 формы патологии. Каждая сопровождается определенной тяжестью отклонений и возможностью коррекции:

  1. Легкая характеризуется напряженными артикуляционными движениями. Произношение шипящих и рычащих согласных замедленно, требует усилия, но в целом речь понятна.

Мимические движения сохранены не в полном объеме, но без явных нарушений. Слуховое восприятие звуков правильное. Прочие нарушения моторики отсутствуют. Первая стадия легко поддается коррекции при систематических занятиях.

  1. Средняя по распространенности занимает лидерство среди детей. Отмечаются трудности в простых движениях, удерживании позиции языка и губ. Речь неразборчивая с выпадением слогов, слова произносятся «в нос». Страдает мимика верхней половины лица, движение бровями, нахмуривание дается с усилием.

Постоянное, но незначительное слюноотделение, процесс глотания нарушен. Деткам сложно самостоятельно обслуживать себя. Мелкие движения, такие как завязывание шнурков, застегивание пуговиц осваиваются с трудом.

Такая форма требует длительной и кропотливой работы по восстановлению функций. Дети, как правило, учатся в коррекционной школе. При сохранении умственных способностей, восприятие звуков, следовательно, и правописание нарушается.

  1. При тяжелой форме отмечается полное расстройство речи, она состоит из отдельных звуков. Мимические движения отсутствуют, лицо приобретает черты маски.

Мышечный контроль полностью утрачен, челюсть отвисает, язык обездвижен. Отмечается обильное слюнотечение.

В нарушениях преобладает двухсторонний характер, но иногда наблюдается асимметрия, сдвиг пареза в правую или левую половину лица.

Симптомы

Проявления псевдобульбарной дизартрии можно заметить уже в новорожденном периоде:

  • ребенок напряженно сосет грудь или бутылочку, ему с усилием даются сами движения;
  • возникает быстрая утомляемость во время кормления;
  • малышу свойственны частые поперхивания и срыгивания.

В дальнейшем формируется тихий неразборчивый лепет. Мимика вялая. Наблюдается резкая смена тонуса артикуляционной мускулатуры: от чрезмерного напряжения до полного расслабления. Развитие речи запаздывает.

Первые слова появляются после 2,5 лет и сопровождаются нарушением ритма дыхания. Ребенок разрывает фразы короткими вдохами, виной тому повышенный тонус мышц грудной клетки.

Малыш разговаривает чаше односложными или двусложными словами. Большинство звуков дается с напряжением, при этом простейшие рефлексы: зевание, плач, улыбка, облизывание губ выполняются легко.

Дисбаланс между произвольными и рефлекторными движениями – характерная черта псевдобульбарной дизартрии.

Диагностика псевдобульбарной дизартрии

Выявление патологии проходит в три этапа. Для начала собирается анамнез протекания беременности:

  • наличие раннего или позднего токсикоза;
  • перенесенные инфекционные заболевания;
  • осложнения в родах;
  • травмы.

Поскольку псевдобульбарная дизартрия всегда сопровождается органическими нарушениями, проводится диагностика работы головного мозга, нервной системы, мышечного ответа. Основные методы:

  • магнитно-резонансное обследование;
  • ЭЭГ;
  • Электронейромиография.

Ключевое значение имеет психолого-логопедическая характеристика. При псевдобульбарной дизартрии, в отличие от других форм, страдают именно осмысленные действия. На что обращает внимание логопед:

  • амплитуда движения языка, выполнение точных упражнений губами, достаточно длительное удерживание позиций;
  • устная речь: запас и сложность произносимых слов, ритмичность, интонация, правильность звукового ряда, дыхание при разговоре;
  • письменная речь.

Важную роль в диагностике играет дифференцирование псевдобульбарной дизартрии от других видов патологии.

Коррекция и лечение

Поскольку заболевание комплексное, лечение проводится параллельно в нескольких направлениях:

  1. Медицинские процедуры нацелены на борьбу с первопричиной. Из лекарственных препаратов применяются ноотропные средства. Они улучшают кровоснабжение мозга, доставку кислорода, активизируют биохимические процессы.

Заметный результат дает иглоукалывание и точечный массаж. В комплексе назначаются успокаивающие ванны, ароматерапия. Для улучшения общей моторики – лечебная гимнастика.

  1. Профессиональная коррекция подразумевает занятия с логопедом. С помощью артикуляционной гимнастики прорабатывается правильное произношение звуков, слогов, простых и сложных слов. Ребенок учится общаться выразительно, уместно ставить интонацию, пополняется словарный запас. Параллельно идет развитие мелкой моторики.

Положительный эффект дают как индивидуальные, так и групповые тренировки. В первом случае ребенок сосредоточен на правильности выполнения задания, отведенное время полностью используется на упражнения. При занятиях в группе основной фактор – общение и социализация, проведение совместной деятельности.

  1. Домашние тренировки направлены на закрепление полученных навыков. Они складываются из комплекса артикуляционной зарядки, которую необходимо проводить несколько раз в день, общей гимнастики, специального массажа мимических мышц.

Детям с дизартрией полезно общение с домашними животными, занятия творчеством, водными видами спорта.

Профилактика

Поскольку этиология заболевания в 80% случаев связана с нарушением внутриутробного развития, особое значение обретает здоровье и благополучие будущей мамы. Важно:

  • своевременно встать под наблюдение специалиста;
  • отказаться от вредных пристрастий еще на этапе планирования беременности;
  • избегать возможности заражения инфекциями любого характера.

Особое значение необходимо уделить патронажу детей с родовыми травмами и перенесенными нейроинфекциями. Чем раньше выявятся признаки дизартрии и своевременно окажется помощь, тем успешнее будет лечение.

Полное восстановление артикуляционной функции происходит при легкой степени поражения, нормализация речи и контролируемая моторика – при средней.

Псевдобульбарная дизартрия требует терпения родителей, желания самого ребенка и профессионализма ведущего лечение специалиста. Но заболевание не считается неизлечимым. Лишь тяжелая форма патологии не разрешает человеку жить полноценной жизнью.

//www.youtube.com/watch?v=TfVdZRnYbzk

В остальных случаях при систематических тренировках, возможно, добиться впечатляющих результатов.

Источник: //logoprav.ru/defekty/psevdobulbarnaya-disartriya

Мед-Центр Сосуд
Добавить комментарий