Расстройства памяти — виды, причины и способы лечения

Нарушения памяти: что это в психологии и психиатрии, основные виды и типы расстройств, причины, симптомы, диагностика, лечение, профилактика

Расстройства памяти — виды, причины и способы лечения
Расстройства памяти – одно из сложных психоневрологических нарушений, осложняющий жизнь. У пожилых людей возникающие провалы в памяти являются закономерным процессом старения. Некоторые расстройства поддаются коррекции, другие являются симптомом более тяжелого сопутствующего заболевания.

Патогенез

Головной мозг принято разделять на отделы, которые отвечают за регуляцию основных функций организма.

Кора мозга также теоретически состоит из разных отделов, которые между собой взаимодействуют при помощи нервных импульсов и связей.

Нарушение нейронального взаимодействия между отделами коры головного мозга считается основным звеном в патогенезе расстройства памяти.

Повреждение гиппокампа приводит к утрате долговременной памяти, что способствует развитию полной дезориентации в личности. Если патологический очаг локализуется в стволовых отделах мозга или в ретикулярной формации, выпадает способность к запоминанию и воспроизведению информации.

Симптомы нарушения памяти

Симптоматика нарушений разнообразна и зависит от того, в каких формах проявляются расстройства памяти, в основном, симптомы могут быть следующими:

  • утрата сведений, навыков, как обычных (чистка зубов), так и связанных с профессией;
  • дезориентация во времени и пространстве;
  • устойчивые пробелы на произошедшие «до» и «после» события;
  • палимпсест – выпадение отдельных событий при алкогольном опьянении;
  • конфабуляции – замещение пробелов памяти информацией фантастического характера, в которую больной верит.

Виды расстройств

Лурия А.Р. создал классификацию нарушений работы памяти, основанную на патогенетических процессах, происходящих в головном мозге, она включает в себя расстройства:

  1. Модально-неспецифические нарушения памяти. Появляются в случае поражения непосредственно структур головного мозга.
  2. Модально-специфические нарушения памяти. Механизм возникновения основан на поражении анализаторных систем. Нарушается зрительная, слуховая, тактильная, музыкальная, двигательная память и др. Типы нарушения памяти:
    • Оптико-мнестическая афазия возникает при патологии задних отделов височной доли. Для обозначения данного нарушения, в неврологии имеется понятие оптическая амнезия. В памяти пациентов нет определенных зрительных образов, однако они могут описать предназначение определенного предмета и как им пользуются.К примеру, больному показывается фотография с лопатой и просят назвать этот предмет. «…Ну эта вещь используется, чтобы ямы копать» — типичный ответ пациентов с оптико-мнестической афазией. Также нарушена возможность изображения конкретных предметов по памяти.
    • Акустико-мнестическая афазия — непонимание устной речи. Возникает из-за нарушения слухового запоминания. При этом речь пациента скудная, несвязная.
  3. Количественные расстройства памяти или дисмнезии — нарушение воспроизведения, запоминания и хранения информации. К таким нарушениям памяти относятся:
    • ретроградная амнезия — выпадают события, предшествующие травматической ситуации;
    • антероградная амнезия — выпадение событий, которые произошли после травмы (пациент не помнит как попал в больницу, но точно рассказывает, что с ним произошло);
    • фиксационная амнезия — больной не в состоянии вспомнить, что он делал минуту назад;
    • детская амнезия — не является патологической, люди не помнят период жизни до четырех лет;
    • интоксикационная — возникает при наркотическом или алкогольном опьянении;
    • аффективная — выпадают события, которые происходили в момент аффекта;
    • кататимная (истерическая) — исключение из памяти психотравмирующих агентов;
    • эпизодическая — нормальное явление у здоровых людей, которые подвержены длительной усталости;
    • гипермнезия — способность помнить каждую секунду происходящих событий и воспроизводить спустя несколько лет.
  4. Качественные расстройства памяти проявляются как изменение действительных событий прошлого. Основные виды парамнезий:
    • Псевдореминисценции — перенос событий прошлого в настоящее время. Данное нарушение приводит к временной деперсонализации. К примеру бабушка 80 лет может говорить, что вчера она праздновала свое шестилетие в кругу родных. Такие события имели место в жизни пациентки, однако в далеком прошлом.
    • Конфабуляции — привнесение в свое прошлое фантастических вымышленных событий, которые не могли произойти в жизни пациента. Больные не утрачивают основные воспоминания, а начинают иначе интерпретировать. В последствии может развиться конфабуляторный бред.
    • Криптомнезии — больные приписывают себе чужие заслуги, при этом не преследуют корыстного умысла. Пациент может утверждать, что именно он руководил боевыми действиями в 1812 году, а не какой-то Наполеон.
  5. Нарушение непосредственной памяти заключается в невозможности воспроизвести события или полученный опыт сразу после действия внешнего стимула. Характерно для пациентов преимущественно пожилого возраста. К таким расстройствам памяти относятся:
    • Корсаковский синдром — это нарушение памяти, при котором имеются неточные воспоминания виденного или услышанного в настоящем периоде времени, с полным или частичным сохранением памяти на события прошлого. Пациенты не понимают где находятся и как тут оказались, при нахождении в стационаре не могут самостоятельно отыскать свою постель.
    • Прогрессирующая амнезия — больные дезориентированы в месте и времени, путают события прошлого и настоящего, искажают последовательность происходящего. Постепенно из памяти выпадают не только происшествия текущего времени, но и события прошлых лет.
  6. Псевдоамнезия сопровождается патологией лобных долей мозга. Пациенты не в состоянии выучить или запомнить информацию, так как нарушен процесс формирования намерений. Однако при длительном повторении определенной информации пациент в состоянии узнать ее, но не может самостоятельно воспроизвести. Грубые нарушения процессов формирования планов и программ поведения не позволяют пациентам самостоятельно справляться с запоминанием материала.

Нарушение памяти в психологии

Психические расстройства памяти – группа качественных и количественных нарушений, при которых, человек либо перестает запоминать, узнавать и воспроизводить информацию, либо происходит заметное снижение этих функций.

Для того, чтобы понять, как определенные нарушения воздействуют на запоминание человеком информации, важно понимать что есть память.

Итак, память – это высшая психическая функция включающая в себя комплекс когнитивных способностей: запоминание, хранение, воспроизведение.

https://www.youtube.com/watch?v=yj2A57269nQ

Самыми распространенными нарушениями памяти считаются:

  • гипомнезия – снижение или ослабление;
  • парамнезия – ошибки в памяти;
  • амнезия – выпадение событий (до или после).

Феномены

Прескевю — способность мозга забывать элементарное слово, которое знал на протяжении длительного периода времени.

Создается впечатление, что вот-вот и вспомнишь слово, которое прям «крутится на языке». Однако в лучшем случае оно вспомнится через несколько дней.

Дежавю или промнезия — ощущение того, что человек уже бывал в этом месте, вел подобные разговоры с этим же собеседником. Однако в реальности подобного не происходило.

Жамевю — противоположность дежавю. Человек забывает определенные события и уверяет, что подобное никогда с ним не происходило. Привычная дорога домой может показаться неизвестной, впервые увиденной.

Гипертимезия — сверхточная память на все события собственного прошлого. Люди с гипертимезией могут дословно пересказать страницу из книги, которую читали пять или десять лет назад.

Симптоматика

Общая симптоматика для большинства видов:

  • спутанность сознания;
  • забывчивость;
  • неспособность воспроизводить в памяти происходившие ранее события или заученную информацию;
  • социальная дезадаптация;
  • растерянность;
  • аутизм, ригидность нервной системы.

Если нарушения обусловлены какими-то соматическими или психическими заболеваниями, они сопровождаются симптоматикой, характерной для них.

Нередко происходит наложение друг на друга нарушения разных высших психических функций, что также проявляется различными отклонениями. Например, часто идут рука об руку нарушения памяти и…

Источник: https://neuro-orto.ru/lechenie/rasstrojstva-pamyati.html

Симптомы болезни – нарушения памяти

Расстройства памяти — виды, причины и способы лечения

Главной функцией психической деятельности головного мозга является его способность запоминать и воспроизводить в нужный момент усвоенную информацию.

Именно благодаря свойствам памяти у человека имеются воспоминания, опыт, знания. Индивид способен оперировать информацией, не соприкасаясь с ней в реальной жизни.

нужно беречь, иначе различные причины могут привести к появлению симптомов ее нарушения, что потребует серьезного лечения.

Навряд ли человек, который страдает нарушениями памяти, сможет отметить это. Ведь нередко нарушение данной функции мозга сопровождается нарушениями мышления и даже критического оценивания своего здоровья. Вот почему специалисты сайта психиатрической помощи сайт рекомендуют обращаться к врачам за помощью родственникам больного.

Нарушение памяти может быть следствием развития болезни головного мозга, его травмы, недоразвитости с рождения или уменьшения количества поступления крови, что приводит к атрофии тканей и недостаточности работы отделов.

Также не следует исключать психические заболевания, которые часто провоцируют нарушение памяти, и старческие заболевания мозга с атрофией тканей, что также приводит к снижению запоминания и воспроизведения информации.

Самыми известными формами нарушения памяти являются:

  1. Потеря кратковременной или долговременной памяти.

Если причины, которые спровоцировали нарушение, обратимы, тогда память можно восстановить. Однако если причины связаны с атрофическими процессами в головном мозгу, тогда, скорее всего, память уже невозможно будет восстановить полностью.

Что такое нарушение памяти?

Нарушение памяти такое же неприятное явление, как и потеря полноценной функциональности других областей мозга. Ведь память отвечает за укрепление, усвоение и воспроизведение информации.

Как человек будет жить, если он не сможет чего-то вспомнить либо его воспоминания вообще исчезнут? Нарушением памяти называется симптом, при котором человек не способен запоминать и воспроизводить конкретные виды информации.

Делят две формы нарушения памяти:

  1. Качественная – когда человек не запоминает события, начинает их выдумывать.
  2. Количественная – когда человек мало или много информации не способен запомнить по сравнению в естественной способностью памяти.

Существует множество причин развития нарушения памяти. В связи с этим в одних случаях память можно восстановить, а в других нет.

https://www.youtube.com/watch?v=wSYBhEGnUhs

К примеру, очень многие люди становятся забывчивыми в результате сильного переутомления, злоупотребления лекарствами или алкоголем, длительной работы при отсутствии отдыха, поглощения большого количества информации, в состоянии болезни и даже депрессии. Если человек плохо себя чувствует, тогда он становится менее способным запоминать и тем более воспроизводить информацию.

Однако есть состояния, которые уже невозможно обратить полностью, а сам процесс лечения будет очень долгим. Так, известная форма нарушения памяти – деменция – еще сопровождается снижением мыслительной деятельности.

Прежде чем переходить к лечению, необходимо выяснить причины развития нарушения памяти. Если человек здоров на всех уровнях, тогда ему просто рекомендуется отдых от повседневных дел.

Если человек начал терять память в результате депрессии, тогда рекомендуется помощь психолога, который будет устранять причину (проблему, из-за которой развилась депрессия), а не восстанавливать память (которая восстановится сразу же, как будет устранена депрессия).

Если же причиной нарушения памяти являются различные физиологические заболевания, тогда лечением занимаются врачи. Память может восстановиться, а может и навсегда остаться утерянной.

Причины нарушения памяти

Причин для развития нарушения памяти великое множество:

  1. Астеническое состояние.
  2. Интоксикация организма.
  3. Истощение организма.
  4. Высокая тревожность.
  5. Черепно-мозговые травмы.
  6. Утомляемость.
  7. Депрессивное состояние.
  8. Возрастные изменения.
  9. Алкоголизм.
  10. Дефицит микроэлементов.
  11. Нарушение кровообращения в головном мозгу.
  12. Длительные стрессовые факторы.
  13. Болезни нервной системы, например, болезнь Паркинсона или .
  14. Неврозы.
  15. Различные болезни психики.

У маленьких детей нарушение памяти может быть следствием недоразвитости головного мозга или врожденными причинами. Так, может развиться гипомнезия (неспособность запоминать и воспроизводить информацию) или амнезия (выпадение из памяти какого-то события или времени). Приобретенными причинами нарушения памяти у детей являются:

  • Травмы психического или физического характера.
  • Сильное отравление.
  • Психическое заболевание.
  • Астеническое состояние.
  • Неблагоприятная среда в семье или детском коллективе.
  • Гиповитаминоз.

Однако уже с первых дней жизни у малыша может наблюдаться нарушение памяти по следующим причинам:

  1. Длительные хронические болезни матери во время беременности.
  2. Трудная беременность и тяжелые роды.
  3. Родовые травмы.

Почему люди не помнят происходящих с ними событий после рождения, во младенчестве, в очень раннем детстве? Подобная «амнезия» наступает в возрасте 7 лет. В 5-7 лет ребенок помнит от 63 до 72% из всего происходящего с ним в раннем возрасте, а в 8-9 лет остается лишь 35% воспоминаний. Не все стирается из памяти человека, однако большая часть не может быть воспроизведена в старшем возрасте.

Чем объясняется подобная детская «амнезия»? Нестабильностью гиппокампа. До 7-летнего возраста он не очень хорошо запоминает информацию. Однако после 5-7 лет начинают развиваться нейроны, устанавливать новые связи, отчего прежняя информация теряется.

Речь идет о том, что мозг забывает все, что было усвоено за первые годы жизни и перестает быть использованным в более позднем периоде. Вот почему человек помнит, как ходить, говорить, рисовать, читать, если данные навыки продолжает использовать в более позднем возрасте.

Но ребенок не сохраняет в памяти те события, которые с ним происходили и не имели большого значения.

Зачем так задумано природой, еще остается загадкой. Возможно, психика оберегает себя от травмирующих событий, которые могли произойти с ребенком за данный период.

Может быть, необходимость нейронов устанавливать новые связи, которые подкрепляются усиленным обучением ребенка и получением новых знаний, перекрывает доступ к прежней информации.

Но все люди сталкиваются с тем, что они не могут вспомнить большую часть своей ранней жизни, когда только появились на свет и познавали мир из коляски.

На функции памяти влияет питание человека. Одно дело – когда человек плохо питается, из-за чего его организм не получает нужные микроэлементы, что приводит к нарушению памяти. Другое дело – когда у человека имеются болезни сосудисто-сердечной системы, из-за чего нарушено кровообращение в головном мозгу, что также приводит к нарушению памяти.

Не следует забывать о возрасте пациента. Перешагнув рубеж 60 лет, человек может столкнуться с забывчивостью. Хорошо, если он просто будет забывать какую-то информацию.

Но намного сложнее будет человеку жить в социуме и обеспечивать себя, если у него развиваются атрофические процессы и другие болезни головного мозга.

Например, болезнь Альцгеймер лишает человека не только памяти, но и личности в целом.

Дефицит йода в организме, который попадает в щитовидную железу, которая в свою очередь продуцирует гормоны, участвующие в обменных процессах, также способствует нарушению памяти. Различные болезни щитовидки из-за дефицита йода можно легко устранить, начав употреблять продукты с высоким содержанием данного элемента.

Лечение нарушения памяти

Лучше предотвращать нарушение памяти, нежели лечить его. Если причины нарушения памяти можно устранить, тогда этим и нужно заниматься. В зависимости от того, как легко устраняются причины, тем быстрее восстанавливается память.

Однако если причиной нарушения памяти стали изменения в структуре головного мозга, тогда, скорее всего, память невозможно будет восстановить.

Итог

Если здоровый человек страдает различными нарушениями памяти, например, рассеянностью или забывчивостью, ему следует устранить текущие стрессы, утомляемость, восстановить правильное питание и режим дня. Также рекомендуется постоянно заниматься различными упражнениями для укрепления памяти.

Источник: https://kidneys.ru/rasstroistva-pamyati---vidy-prichiny-i-sposoby-lecheniya-narushenie.html

Расстройства памяти – виды, причины и способы лечения

Расстройства памяти — виды, причины и способы лечения

Расстройства памяти – одно из сложных психоневрологических нарушений, осложняющий жизнь. У пожилых людей возникающие провалы в памяти являются закономерным процессом старения. Некоторые расстройства поддаются коррекции, другие являются симптомом более тяжелого сопутствующего заболевания.

Нарушение памяти в психологии

Психические расстройства памяти – группа качественных и количественных нарушений, при которых, человек либо перестает запоминать, узнавать и воспроизводить информацию, либо происходит заметное снижение этих функций.

Для того, чтобы понять, как определенные нарушения воздействуют на запоминание человеком информации, важно понимать что есть память.

Итак, память – это высшая психическая функция включающая в себя комплекс когнитивных способностей: запоминание, хранение, воспроизведение.

https://www.youtube.com/watch?v=yj2A57269nQ

Самыми распространенными нарушениями памяти считаются:

  • гипомнезия – снижение или ослабление;
  • парамнезия – ошибки в памяти;
  • амнезия – выпадение событий (до или после).

Причины расстройства памяти

Почему наблюдаются расстройства памяти? На это есть множество причин как психологического, так и патологического характера, травматическое воздействие на человека. Нарушение памяти – психологические причины:

  • психоэмоциональное перенапряжение;
  • депрессия;
  • переутомление в следствие умственной или тяжелой физической работы;
  • произошедшая когда-то психотравма, вызвавшая защитную реакцию – вытеснение;

Расстройства функций памяти – причины органического характера:

  • астенический синдром;
  • длительное токсическое воздействие на мозг алкоголя, наркотических веществ;
  • неблагоприятная экология;
  • различные нарушения кровообращения (инсульт, атеросклероз, гипертензия);
  • онкология мозга;
  • вирусные инфекции;
  • болезнь Альцгеймера;
  • врожденные психические недуги и генетические мутации.

Внешние воздействия:

  • черепно-мозговые травмы;
  • тяжелые роды с наложением щипцов на головку ребенка.

Виды нарушения памяти

Многие люди знакомы с понятием амнезия, ведь само слово очень часто фигурирует в разных фильмах или сериалах, где один из героев теряет память или притворяется, что ничего не помнит, а между тем, амнезия – это лишь один из видов нарушения памяти. Все виды расстройств памяти принято делить на две большие группы:

  1. Количественные – гипермнезия, амнезия, гипомнезия.
  2. Качественные – конфабуляция, контаминация, криптомнезия, псевдореминисценция.

Когнитивное расстройство памяти

Память относится к когнитивным функциям мозга человека. Любые нарушения расстройства памяти будут являться когнитивными и накладывающими отпечаток на все мыслительные процессы человека Когнитивные расстройства памяти принято делить на 3 вида:

  • легкие – поддаются медикаментозной коррекции;
  • средние – возникают раньше, чем в пожилом возрасте, но не критичны, часто связаны с другими заболеваниями;
  • тяжелые – эти расстройства, возникают при общем поражении мозга, например в результате прогрессирующей деменции.

Количественные расстройства памяти

Нарушение работы памяти – дисмнезии (количественные расстройства) психиатрами подразделяются на несколько видов. Самую многочисленную группу составляют разного рода амнезии, при которых происходит потеря памяти на определенный временной промежуток. Виды амнезий:

  • ретроградная – возникает на предшествующие травматической, болезненной ситуации события (например, период до наступления эпилептического припадка);
  • антероградная (височная) – происходит выпадение событий уже после случившейся травматической ситуации больной не помнит период, как он попал в больницу;
  • фиксационная – нарушение памяти, при котором не запоминаются текущие впечатления, человек в этот момент может быть полностью дезориентирован в пространстве и спустя несколько секунд все действия в текущем моменте забываются больным навсегда;
  • конградная – выпадение из памяти состояния во время делирия, онейроида, амнезия в этом случае может быть тотальной или фрагментарной;
  • эпизодическая – бывает и у здоровых людей при утомлении, например у водителей, длительно находящихся в дороге, при воспоминании они могут ярко могут помнить начало и конец пути, забывая, что происходило в промежутках;
  • детская – невозможность вспомнить события, происходящие до 3 – 4-летнего возраста (нормальное явление);
  • интоксикационная – при алкогольном и наркотическом опьянении;
  • истерическая (кататимная) – выключение из памяти психотравмирующих событий;
  • аффективная – выпадение событий, происходящих во время аффекта.

К количественным нарушениям памяти относятся и следующие расстройства:

  • гипомнезия («прорешливая память») – больной помнит только важные события, у здоровых людей это может выражаться в слабости памяти на даты, имена, термины;
  • гипермнезия – повышенная способность помнить события прошлого, неактуальные на данный момент.

Нарушение кратковременной памяти

Расстройства кратковременной памяти психиатрия связывает со многими факторами и причинами, чаще с сопутствующими заболеваниями и стрессогенными факторами.

Кратковременная или первичная, активная память – важный компонент памяти вообще, ее объем составляет 7±2 единицы, и удерживание поступающей информации равно 20 секундам, если нет повторения след информации спустя 30 секунд становится очень хрупким.

Кратковременная память очень уязвима, и при амнезии происходит выпадение из памяти событий, которые случились от 15 секунд до 15 минут назад.

Нарушение памяти и речи

Слухоречевая память основана на запечатлеваемых слуховым анализатором образов и запоминанием разных звуков: музыки, шумов, речи другого человека, выраженные Расстройства памяти и речи характерны для умственно-отсталых детей и вследствие поражения при травме или инсульте левой височной доли головного мозга, что приводит к синдрому акустико-мнестической афазии. Устная речь больным плохо воспринимается и из 4 произнесенных вслух слов воспроизводит лишь первое и последнее (эффект края).

Все когнитивные функции головного мозга взаимосвязана, и если происходит нарушение одной функции, со временем, по цепочке начинают страдать и другие. Расстройства памяти и интеллекта наблюдается при болезни Альцгеймера, сенильной деменции.

Если рассматривать, как происходит нарушение можно в пример привести, что человек в уме совершает множество операций, которые с помощью кратковременной и долговременной памяти в виде опыта сохраняются.

При нарушениях памяти происходит утрата этого синтезированного памятью и мышлением опыта.

Расстройство памяти и внимания

Все расстройства внимания и памяти негативным образом сказываются на запоминании событий, ситуаций и информации. Типы нарушения памяти и внимания:

  • функциональные – возникают при невозможности сосредоточиться вниманием на определенном действии, что проявляется ухудшением запоминания, характерно при СДВГ у детей, стрессах;
  • органические – при олигофрении, синдроме Дауна, развитии деменции у пожилых людей.

Расстройства памяти при поражениях мозга

При поражении разных отделов головного мозга расстройства памяти имеют разное клиническое проявление:

  • поражение гиппокампа и «круга Пейпеца» – возникает грубая амнезия на текущие повседневные события, дезориентация в пространстве и времени, больные жалуются на то, что все выпадает из памяти, и они вынуждены все записывать, чтобы помнить;
  • поражение медиальных и базальных отделов лобных долей – характеризуется конфабуляциями и ошибками памяти, больные некритичны к своей амнезии;
  • локальные поражения конвекситальных отделов – нарушение мнестической функции в какой-либо определенной сфере;
  • нарушение памяти после инсульта может быть вербальным (больной не может вспомнить названия предметов, имена близких людей), визуальным – отсутствует память на лица и формы.

Нарушение памяти у ребенка

В основном, нарушения развития памяти у детей связывают с астеническим синдромом, который в совокупности представляет собой высокое психоэмоциональное напряжение, тревожность и депрессию.

Неблагоприятный психологический климат, ранняя депривация, гиповитаминоз тоже являются провоцирующими амнезию у детей.

Часто, у детей проявляется гипомнезия, выраженная в плохом усвоении учебного материала или другой информации, при этом наряду с нарушениями памяти страдают все когнитивные функции.

Расстройство памяти у пожилых людей

Сенильная деменция или старческое расстройство памяти, в народе именуемое старческим маразмом одно из часто встречающихся нарушений памяти у лиц пожилого возраста.

Деменцией сопровождаются и такие недуги, как: болезнь Альцгеймера, Паркинсона и Пика. Кроме амнезии наблюдается угасание всех мыслительных процессов, наступает слабоумие с деградацией личности.

Неблагоприятными факторами в развитии деменции являются сердечно-сосудистые заболевания, атеросклероз.

Диагностика нарушений памяти

Основные нарушения памяти должен диагностировать врач, чтобы не пропустить серьезное сопутствующее заболевание (опухоли, деменция, СД). Стандартная диагностика включает в себя комплексное обследование:

  • анализы крови (общий, биохимия, гормоны);
  • магнитно-резонансная томография (МРТ);
  • компьютерная томография (КТ);
  • позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ).

Психодиагностика нарушений памяти основана на методах А.Р. Лурия:

  1. Заучивание 10 слов. Диагностика механической памяти. Психолог или психиатр медленно по порядку называет 10 слов и просят больного повторить в любом порядке. Процедура повторяется 5 раз, и при повторении врач отмечает сколько из 10 слов были правильно названы. В норме, после 3-го повторения все слова запоминаются. Через час больного просят повторить 10 слов (в норме 8 – 10 слов должны быть воспроизведены).
  2. Ассоциативный ряд «слова+картинки». Нарушения логической памяти. Терапевт называет слова и просит больного подобрать к каждому слову картинку, например: корова – молоко, дерево-лес. Через час, больному предъявляются картинки с просьбой назвать слова соответствующие изображению. Оценивается количество слов и сложность-примитивноть в составлении ассоциативного ряда.

Коррекция нарушений памяти

Нарушения и расстройства памяти человека во многих случаях при своевременном обращении поддаются медикаментозной коррекции и лечению. Способы коррекции зависят от вида нарушений памяти, при особо тяжелых на излечение не следует надеяться, лишь на облегчение сопутствующей симптоматики. Основная схема лечения строится на следующей терапии:

  • купирование острого состояния (при психозах, травмах);
  • витаминотерапия;
  • психотропные средства (транквилизаторы элениум, диазепам);
  • восстановление мозгового кровообращения (Ноотропил, Винпоцетин, Пирацетам, Гингко Билоба).

В дополнение к лечению назначаются:

  • сбалансированное питание;
  • фитотерапия (шалфей, имбирь, настой из пустырника или валерианы лекарственной);
  • когнитивное развитие памяти помогает держать ее в тонусе до самого преклонного возраста (новое хобби, разгадывание кроссвордов, изучение иностранных языков).

Источник: https://womanadvice.ru/rasstroystva-pamyati-vidy-prichiny-i-sposoby-lecheniya

Что это такое?

Снижение или утрата способности к запоминанию (импрегнации), сохранению (ретенции) и воспроизведению (репродукции) информации называют расстройством памяти. Выпадение одного из трех компонентов значительно снижает качество жизни пациентов.

Неспособность фиксировать основные события в жизни приводят к утрате индивидуальности человека и снижению уровня интеллекта.

Причины

Факторы, провоцирующие расстройство памяти, подразделяются на органические и функциональные.

К органическим относят поражения структур головного мозга вследствие травм, опухолями, доброкачественными кистами, интоксикация алкоголем, токсическое воздействие при употреблении наркотических средств, заболевания сосудов (инсульты, гипертония, атеросклероз), менингоэнцефалиты, недоразвитие долей мозга, неблагоприятная экология, болезнь Альцгеймера и др.

Функциональные причины расстройств памяти напрямую связаны с психологическими и психическими нарушениями, к примеру длительное переутомление, депрессия или депрессивный синдром, эмоциональное перенапряжение, психологическая травма и др.

Диагностика

Первичным методом диагностики является сбор анамнеза. Доктор производит оценку когнитивных функций, уточняет наличие травм или нейроинфекций и наличие сопутствующих органических заболеваний.

При необходимости назначают инструментальные методы исследования — МРТ головного мозга, УЗИ сонных артерий, биопсия спинномозговой жидкости, ЭЭГ, консультация офтальмолога (для оценки состояния глазного дна).

Параллельно производится оценка основных видов памяти:

  1. Механическая. Оценивается способность пациента к запоминанию и воспроизведению информации.
  2. Смысловая. Больному предлагают расшифровать смысл известной поговорки или пересказать отрывок из книги или статьи.
  3. Опосредованная. При нарушениях опосредованной памяти пациенту необходимо запомнить материал используя промежуточный символ.
  4. Образная. Показывают картинки и пациента просят назвать предмет, который изображен.

Способы лечения: препараты, психологическая коррекция и другие

Метод терапии выбирается индивидуально для каждого пациента. Во внимание учитываются все имеющиеся патологии в организме.

Первоочередно оказывают воздействие на причину возникновения нарушений памяти. К примеру, новообразование удаляют, контролируют лечение гипертонии, исключают прием алкоголя или наркотиков.

Лекарственная терапия основывается на приеме препаратов, улучшающих мозговое кровообращение (глицин, ноофен), статины назначают при лечении атеросклеротической болезни (аторвастатин, розувастатин). При гипертонии используют бета-блокаторы (метопролол, бисопролол). Нейролептики (галоперидол, хлорпромазин) назначаются пациентам с установленным психиатрическим диагнозом (шизофрения, бредовые расстройства).

Психокоррекция проводится с целью восстановления или тренировки памяти. Подобные занятия проводятся индивидуально с применением техник облегченного запоминания (метод Цицерона или Айвазовского). Лечение отдыхом эффективно при физических перегрузках и эмоциональных перенапряжениях.

Профилактика

Поддержание здорового образа жизни помогает избежать нарушений памяти. Триада здоровья (активный образ жизни, отказ от вредных привычек и рациональное распределение времени по принципу работа-отдых) улучшает состояние пациентов.

Чтение книг, заучивание любимых стихов, решение кроссвордов развивает не только интеллект, но и память.

Расстройства памяти лишают человека возможности вести социальный образ жизни. При обнаружении симптомов у себя или у своих близких, следует обратиться за помощью к врачу. Помните, такую болезнь как нарушение памяти лучше предотвратить, чем лечить. Берегите себя!

Источник: https://nerv.guru/zabolevaniya/rasstrojstva-pamyati

Мед-Центр Сосуд
Добавить комментарий