Развитие мозга. 30 упражнений для мозга детей, школьников, взрослых и пожилых людей

Развитие мозга для ребенка и взрослых, развивающие упражнения, игры

Развитие мозга. 30 упражнений для мозга детей, школьников, взрослых и пожилых людей
Развитие левого полушария мозга

Левая сторона отвечает за логику. Языковые способности, решение логических схем, математические действия, вычисления целых чисел и дробей, учет времени — все это работа левой половины мозга.

Поэтому для повышения успеваемости детей в школе или для улучшения общего развития, мы должны развивать левую часть нашего «компьютера».

Так, как развить левое полушарие мозга? Необходимо выполнять следующее:

  • Работайте над развитием логики — изучайте математические алгоритмы, упражняйтесь в логическом мышлении
  • Решайте сложные геометрические задачи. Изучение такой науки, как математика, невозможно без хорошо развитого левой половинки нашего мозга
  • Разгадывайте ребусы и кроссворды — анализируя действия и составляя слова, левое полушарие работает лучше, чем правое
  • Человеку-левше необходимо делать все правой рукой: писать, рисовать, кушать. Необходимо задействовать именно правую сторону тела
  • Принимайте витамины для улучшения работы мозга

Развитие правого полушария мозга

Выше мы разобрались, за что отвечает левая половинка мозга, теперь нужно работать над развитием интуитивных способностей и творческого мышления.

Правая сторона мозга занимается обработкой данных, которые поступают от органов чувств. Она позволяет производить синтез имеющихся данных в голове, поэтому человек может решать головоломки и действовать по своим задуманным планам, а не по составленным шаблонам.

Развивая правую половинку, мы воспитываем в себе целостный взгляд на мир и реальность. Как развить правое полушарие мозга? Выполняйте следующее:

  • Прослушивайте музыку — это должна быть классическая музыка, а не рок или попса
  • Мечтайте, медитируйте в одиночестве. Лучше выполнять медитацию на берегу моря или в лесу, где происходит соединение с природой
  • Рисуйте, пишите стихи, сочиняйте музыку. Любое творчество помогает развитию правой половинки мозга

Мозг младенца с самого рождения настроен на то, чтобы познавать что-то новое. Поэтому даже такие обычные действия, как кормление, прогулка и смена памперсов, являются обучающими.

Для того чтобы правильно развивать мозг ребенка, необходимо обеспечить ему только должный уход.

Психофизиологи много работают над созданием методик гармонизации и развития головного мозга.

Каждое полушарие отвечает за свою руку, поэтому музыканты и пианисты усовершенствуют оба полушарии головного мозга. Ведь они играют на музыкальных инструментах двумя руками, что помогает хорошо развить две половинки головного мозга.

УПРАЖНЕНИЕ: Возьмитесь левой рукой за кончик носа, а правой за мочку левого уха. Затем опустите руки, и сделайте хлопок в ладоши. Поменяйте руки, и повторите упражнение

УПРАЖНЕНИЕ: Сядьте за стол и положите перед собой лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу, и начинаете рисовать симметрично-зеркальные рисунки. Пусть они будут сначала простыми, например, буквы или цифры. Если обеими руками сложно это делать, придется сначала выполнять упражнение с каждой рукой по отдельности

УПРАЖНЕНИЕ: Возьмите лист бумаги обеими руками и помашите им, задействуя не только кисти, но и локти, и плечи

УПРАЖНЕНИЕ: Левую руку положите на правое плечо, поверните голову в эту сторону, сосредоточив взгляд на каком-либо предмете. Медленно поверните голову в сторону левого плеча, и взгляните через него. Повторите упражнение, переложив правую руку на левое плечо

УПРАЖНЕНИЕ: Поставьте руки на спинку стула — это опора. Отставьте одну ногу назад. Корпус пододвиньте вперед, сгибая другую ногу. Перенесите на нее вес тела. Чуть приподнимите пятку сзади стоящей ноги. Теперь плавно переместите весь вес на ногу, которая находится сзади. Ее пятку опустите, а носок другой ноги приподнимите. Повторите 5 раз, затем смените ноги.

УПРАЖНЕНИЕ: Напишите на бумаге слова разными цветами. Максимально быстро повторяйте их, и без запинки

Упражнение для развития мозга

В развитии мозга помогают шахматы, шашки, головоломки, кубик Рубика, ребусы и кроссворды.

Материалами сайта могут пользоваться как взрослые, так и дети, так как они любят играть, и поэтому обучающие программы в игровой форме будут интересны и станут отличной мотивацией для дальнейшего развития мозга ребенка. И для этого идеально подойдут наши игры и упражнения для развития мозга.

Представленные, на написанном выше сайте, занятия для развития мозга будут способствовать улучшению памяти, внимания, логики, наблюдательности и многих других качеств вашего ребенка. Для ребенка обладание такими навыками – очень важно. Это то, что Вам нужно? Тогда регистрируемся и развиваемся вместе с нами!

Делая эти упражнения, вы подготовите свой мозг к активной работе и учебе. Остается еще один важный вопрос. Откуда же берутся идеи, и как человек может научить свой мозг генерировать их, думать творчески?

Очень долго полагалось, что творческое мышление и способности – это нечто, дарованное свыше, а озарения происходят по мановению волшебной палочки. Однако, последние исследования в нейробиологии пришли к выводу, что каждый из нас может стать креативным, просто нужно немного поупражняться и направить работу мозга в нужное русло.

В творческом подходе к жизни и работе нуждаются не только музыканты, художники и поэты. Это работает абсолютно в любой сфере: помогает улаживать конфликты, решать проблемы и более полно наслаждаться жизнью.

Итак, нейронные огни.

Представьте себе такую ситуацию: вы находитесь на последнем этаже небоскреба, смотрите на ночной город. Где-то в окнах горит свет, по улицам ездят машины, подсвечивая себе дорогу фарами, вдоль дорог горят фонари. Так и наш мозг, он похож на ночной город, в котором в любом случае отдельные его улицы, проспекты и дома будут освещены.

Фонари – это нейронная связь. Некоторые нервные цепочки – “улицы” (проводящие пути) светятся всегда. Это есть ничто иное, как хорошо известная нам информация и проверенные способы решения трудностей.

Зарядка для мозга

Упражнение №1 “Кулак – ладонь”

Одну кисть сожмите в кулак, другую выпрямите в ладонь. Начинайте медленно менять положение рук: кулак – ладонь – кулак – ладонь. В начале нужно делать последовательно и не спешить. Когда почувствуете, что делаете упражнение уверенно, ускоряйтесь.

Упражнение №2 “Ухо – нос”

Одну ладонь ставьте на нос, а вторую, перекрестив с первой, поднесите к уху. Хлопните в ладоши и поменяйте руки местами.

Упражнение №3 “Класс”

Одну ладонь приложите к бровям, будто отдавая честь, а второй показывайте знак “класс”. Поменяйте ладони местами. Когда вы уже будете хорошо справляться с этим заданием, можно его слегка усложнить, добавив хлопок перед сменой рук.

Упражнение №4 “Победитель”

Одна ладонь показывает знак “Ок”, вторая – “V”. Чередуйте руки.

Упражнение №5 “2 пальца”

Источник: https://nevrolog-info.ru/razvitie-mozga/

Гимнастика для мозга для людей старшего возраста и памяти пожилого человека, пальчиковые упражнения для ума

Развитие мозга. 30 упражнений для мозга детей, школьников, взрослых и пожилых людей

статьи

С годами часто ухудшается способность запоминать происходящее. Пенсионер начинает забывать, куда положил свои очки, закрыл ли дверь, выключил газ или нет.

Однако подобные возрастные проявления, если это не Альцгеймер, когда клетки отмирают, обратимы.

В статье вы узнаете, какая есть гимнастика для мозга, для людей старшего возраста, как самостоятельно повторять упражнения для ума, концентрации, тренировки вестибулярного аппарата и памяти пожилому человеку.

Функции мозгового центра

Он считается главным органом ЦНС (центральной нервной системы). От него идет наше восприятие окружающей действительности, своего места в жизни. Основной состав – нейроны. Они объединены в ткань, которую в обществе принято называть «серым веществом».

Он поделен на доли, каждая из них выполняет собственные задачи. Затылочная воспринимает и перерабатывает зрительные данные, формируя образы. Теменная отвечает за анализ пространства, формирует тактильные ощущения, способность писать, читать, считать, контролирует чувства, боль и осознание реальности.

Височные задействованы в переработке звуковой информации, воспринимают звуки, а также фиксируют лица людей и их эмоции, воспринимая каждую их них. Также от них зависит речь — именно эти части повреждаются при инсульте.

Островковая доля ответственна за формирование сознания, эмпатии, тут обрабатывается отношение к музыке и даже неприятным запахам.

Также именно от мозга идет правильная регуляция дыхания, кровоснабжения. Если перечислять все функции, уйдет не один час, потому что именно от этого органа зависит жизнь и благополучное существование человека.

Важность мелкой моторики для организма пожилых в преклонном возрасте

Это определение означаем сумму телодвижений тела и его систем, от которой зависит достижение задач и целей от приема пищи до помощи другим. Если по какой-то причине возникнут проблемы, то ухудшается не только физическое состояние, когда что-то не получается сделать, но и психоэмоциональное, потому что любой будет чувствовать себя беззащитным, ненужным, бесполезным.

Моторные функции определяют активную речь, поэтому пенсионерам советуют повторять упражнения, чтобы восстановиться от инсульта и не дать ухудшиться вниманию.

Крупная отвечает за явление, когда человек может ощущать свое тело. Без этого никому не обойтись. Поэтому для продолжительной жизни требуется активно поддерживать себя небольшими занятиями.

Очень помогает пальчиковая гимнастика для памяти и ума пожилых людей.

Оставьте заявку на подбор пансионата

для пожилого человека с потерей памяти

Области головного мозга, отвечающие за моторику

Тут принимает участие мозжечок, лобная доля, моторная и сенсорная зоны, белое и серое вещество. Если ухудшение произошло с последними, то наблюдаются трудности с речью, зубами, неправильное ощущение ароматов. Лобная часть отвечает за координацию. Сенсорная же определяет, как мы ощущаем тактильно телом окружающий мир.

Если человек не может сосредоточиться, у него из-за этого возникает стресс, портится настроение, то во многом виновато правое полушарие. Чтобы как-то воздействовать на него, подойдет спорт — теннис, танцы, коньки и лыжи, катание на лошади, если позволяет самочувствие и здоровье.

Для решения этих проблем потребуется делать специальную гимнастику, причем как в комплексе, а не отдельно.

Упражнения для восстановления и поддержания моторики

Теперь рассмотрим, что нужно предпринять, если уже появились сбои.

Для этого следует:

  • выполнять зарядку для кистей — сгибать и разгибать их;
  • тренировать отдельно каждый палец;
  • лепить — из пластилина, глины, теста. Можно, готовить пироги или пельмени;
  • рукодельничать — шить, вязать, плести;
  • рисовать и раскрашивать;
  • вырезать аппликации;
  • собирать пазлы и конструкторы.

Повторять это потребуется каждый день как минимум по 15-20 минут. Лучше, если пожилой человек будет в компании, чтобы ему было с кем разделить радость.

Дополнительно можно получить восстанавливающий эффект, если обратиться к специалисту для массажа рук, купить в аптеках массажные мячики, которые хорошо влияют на кровоснабжение и кроветворение.

Ухудшилась память — что делать и как сохранить

Специалисты советуют не паниковать и больше отдыхать. Также положительным эффектом будут обладать головоломки, интересные книги. Спешка — главный враг в борьбе с этой проблемой.

Обратитесь к физической активности — необязательно это должен быть фитнес в спортзале, возможно, стоит больше ходить и бывать на свежем воздухе. Очень важно отказаться от алкоголя и курения.

При нехватке определенным веществ, который влияют на запоминание, а это фолиевая и никотиновая кислоты, обратите внимание на полезное питание.

Также нужно вернуть умение сосредотачиваться. Для этого следует иногда передвигаться по квартире на память, причесываться и чистить зубы другой рукой, учить новый язык, запоминать стихи.

Кинезиология как наука для предотвращения Альцгеймера

В подобных патологиях и сложностях с запоминанием во многом виноваты не столько болезни, хотя и они тоже, сколько отсутствие физкультуры, недостаток разной мозговой деятельности.

Если не напрягать себя новыми хобби, изучением языков, чтением книг, заучиванием четверостиший, то будет происходить деградация, которую почти невозможно остановить.

Ведь нейроны с большим трудом восстанавливаются.

Особенно врачи уделяют вниманию физкультурной активности. Именно ходьба, бег, прогулки способствуют не только повышению тонуса в организме, но и обогащают мозг кислородом, заставляют его отречься от проблем и перезагрузиться. Таким способом снижается уровень стресса, вырабатывается серотонин, клетки в голове регенерируются и формируются значительно быстрее.

В России до идеи о том, что именно физические упражнения могут повлиять на работу, додумались только в 80-ых. С тех пор стали использовать кинезиологию — науку, которая изучает развитие мозговых клеток через физические действия.

Координированные, согласованные, перекрестные положительно воздействуют, улучшают внимание. Гимнастика для ума будет полезна как для пожилых, так и для малышей. Эта методика способна поднять сосредоточенность.

Ей уделяют не менее 30 минут в день.

Мозг фиксирует в нейронах ежедневные медленные действия, и при ежедневном исполнении тренирует ум. См. Также:Инфаркт миокарда: что это такое, симптомы и лечение

Как русский менталитет мешает сохранению здоровой памяти

Наши люди понимают, что если хочешь чего-то добиться, нужно обязательно трудиться всю жизнь, совершенствоваться и долго-долго работать. А гимнастические упражнения не требуют напряжения и усилий. Поэтому россияне в принципе сомневаются, что небольшие и несложные движения могут дать какой-либо мало-мальский результат. Однако стоит все-таки обратить внимание на тренировки.

Легкий фитнес не требует докупать спортивных снарядов и прочего. В основном эти занятия составлялись для дошкольников, чтобы они развивались и играли не напрягаясь. Но они подходят и людям за 50, хоть и называются иногда смешно.

Какие есть упражнения и программы в кинестетике

Эти методы — образовательная программа. Они созданы в рамках данной науки. Полезны как малышам, так и их родителям, бабушкам и дедушкам. С помощью них вы снимите стресс, усталость, расслабите мышцы спины и шеи, а также глаза, что особенно важно при близорукости и дальнозоркости. А также сможете простимулировать области вашего головного мозга.

Разноцветный текст

Для этого нужно взять текст, где цветовые обозначения выделены иным цветом. К примеру – слово «желтый» может быть синего оттенка, «красный» — зеленого, «синий» — черного. Суть упражнения — проговорить цвет, которым написан текст. ошибка — читают сами слова, а не называют оттенки.

Это является хорошей профилактикой при болезни Альцгеймера и очень тренирует концентрацию.

Это упражнение можно выполнять каждый день как зарядку для мозга и ума пожилым людям.

Таблица Шульте

Требуется взять непосредственно табличку и сосредоточиться на центральной цифре 19. Потом вы должны найти от 1 до 18, при этом фиксируя центральную. Таблицу можно нарисовать самостоятельно или найти в открытых источниках.

После постоянных тренировок у вас будет лучше работать периферийное зрение и увеличится скорость реакции.

Знаки пальцами

На одной руке сложите знак мира, а на второй — окей. Поочередно меняйте положение пальцев, чтобы уже они показывали противоположное. Повторяйте так несколько раз, одновременно используя левую и правую.

Пишем синхронно

Возьмите два листа бумаги и в каждую ладонь по фломастеру или карандашу. Рисуйте или пишите одинаковые геометрические фигуры одновременно. Таким способом, ваши полушария будут взаимодействовать.

Пальчиковая гимнастика

  • Сначала надо хорошо растереть и размять суставы. Все выполняется обеими кистями.
  • Для начала надо по очереди нажимать сначала на подушечку мизинца, потом безымянного и так до большого.
  • После надо сжать кулак, а затем растопырить в разные стороны пальцы.
  • Потом потрите ладони друг о друга, погладьте ими свои коленки.
  • Затем — делаем щелбаны, каждым пальцем.
  • Раскатываем шарик, сжимаем его и передаем из одной руки в другую.
  • Делаем ванны — погружаем конечности в крупу или песок, перебирая их.
  • Лепим из пластилина или теста.

Кросс Кролл

Его цель — позитивное взаимодействие мозговых полушарий, воздействует на мышцы живота, снимает напряжение с внутренних органов. Уменьшает зажимы в позвоночном столбе и пояснице, помогает справиться с болезнями суставов.

Упражнения делайте медленно. Выполнять их следует на кровати или на полу:

  • Первый способ. Вам нужно лечь и начать ползать, как младенец. После этого вставайте маршируйте на месте.
  • Второй. Расслабьтесь, встаньте. Ноги поставьте на ширине плеч, а руки согните в локтях ладошками вверх. Соедините бедро с плечом на противоположной стороне. То же самое сделайте с другой стороной. Голову можно поворачивать. Все повторяйте размеренно.

Кнопки мозга

Метод воздействует на крупные и мелкие сосуды, заставляя сердце работать лучше. Больше крови поступает в полушария, которые насыщаются кислородом.

Как сделать — ставим большой и указательный пальцы под ключицей, а правую конечность оставляем на подушке. Массируем ямки пару минут, а потом меняем положение кистей.

Особо стоит акцентировать свое внимание на 1 и 2 ребро.

Колпак для думания

Метод способствует влиянию на позвоночный столб, расслабляет его и снимает зажимы. Чтобы выполнить упражнение, следует взяться за верх уха и мягко помассировать, заворачивая их вниз, словно надевая шапку.

Сова

Благодаря этому вы сможете снять челюстные судороги. Также повышается красота и быстрота письма, наблюдательность, тренируется память. Рекомендуется делать после монотонной работы:

  • сожмите левой рукой правое плечо;
  • лицо поверните вправо и посмотрите назад;
  • глубоко вдохните и распрямитесь;
  • опустите подбородок на грудь и снова сделайте вдох;
  • повторите аналогично с другой стороны.

Это часто используется как гимнастика мозга для пожилых.

Ленивые восьмёрки

Их повторяют, чтобы голова могла полностью управлять телом, улучшилось осознание себя в пространстве. Также таким способом поддерживаются в тонусе глаза и общий лимфоток. Постоянные действия раскрепощают и делают более гибкими шею и спину.

Выполняется следующим образом:

  • встаньте, соедините стопы параллельно;
  • расслабьтесь;
  • левую руку вытяните вперед;
  • смотрите на нее и рисуйте в воздухе знак бесконечности.

Разминаются обе конечности. Чем чаще будете повторять, тем вероятнее закрепиться эффект.

Крюки Дениссона

Хороши для плодотворного взаимодействия мозговых полушарий. Благодаря этому вы настроитесь на достижение своих целей. Вы сможете наладить свое эмоциональное состояние, успокоиться, вернуть двигательную активность после инсульта:

  • скрестите ноги, положив их одна на другую.
  • скрепите замок ладонями вперед и положите на грудь.
  • смотрите вверх, расслабьтесь;
  • побудьте так несколько минут;
  • после опустите взгляд вниз, а потом выверните кисти вперед и разомкните пальцы.

Это упражнения для тренировки мозга для пожилых людей нужно выполнять ежедневно без выходных, чтобы ваши легкие лучше наполнялись кислородом. Также помогает уменьшить стресс.

Еще несколько советов пенсионерам для поддержания молодости мозговых полушарий

Нейробиологи советуют делать нестандартные вещи даже в старости — рисовать фантастические сюжеты, писать другой рукой, иногда гулять по новым маршрутам, громко петь, путешествовать, если есть такая возможность.

Мыслительные упражнения для граждан старшего возраста

Некоторые психологи рекомендуют включить в повседневную деятельность игры — судоку, шахматы, шашки, бильярд, прочие всевозможные настольные игры.

Также нельзя забывать про пальчиковую гимнастику. Обязательно нужно плавать, гулять, совершать пробежки, заниматься спортом, не требующим особенного физического напряжения, например настольным теннисом. Особенно стоит обратить свое внимание на хобби – вязание, рисование, шитье. Можно начать что-нибудь коллекционировать, например магниты на холодильник.

Специалисты сети пансионатов «Забота» знают, как это важно – развивать мелкую моторику и какие положительные изменения у пожилых людей следуют после грамотных занятий для мозга. Поэтому у нас работает команда профессионалов, которая старается сделать жизнь каждого подопечного лучше, пристально следит за его здоровьем и организует досуг.

Оставьте заявку на подбор пансионата

для пожилого человека с потерей памяти

Источник: https://www.pansion-zabota.ru/info/articles/gimnastika-dlya-mozga-dlya-lyudey-starshego-vozrasta-i-pamyati-pozhilogo-cheloveka-palchikovye-uprazh/

Упражнения для тренировки мозга у детей

Развитие мозга. 30 упражнений для мозга детей, школьников, взрослых и пожилых людей

Знаете ли вы, как работает мозг вашего ребенка: он «левополушарный» или «правополушарный»? Старое утверждение гласит, что дети с преобладанием левого полушария, как правило, имеют более аналитический склад ума и дружат с логикой, дети с преобладанием правого – более творческие и эмоциональные. Однако современные психологи обнаружили, что доминирование одного из полушарий мозга может иметь не очень хорошие последствия для развития ребенка. Сейчас они активно выступают за так называемый «баланс мозга».

Теория специализации полушарий мозга

В 60-е годы прошлого столетия Роджер Уолкотт Сперри, нейропсихолог и лауреат Нобелевской премии «за открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий головного мозга», вместе с сотрудниками разработал новый способ тестирования, позволявший оценить познавательные функции обоих полушарий независимо друг от друга.

Его исследования показали, что познавательные функции левого и правого полушарий во многом различаются. Левое (доминирующее) полушарие обрабатывает информацию последовательно и аналитически.

Оно прекрасно справляется с обработкой временных взаимоотношений, вербальными операциями, математическими расчетами, абстрактным мышлением и интерпретацией символических понятий.

Кроме того, оно обладает высокоразвитой способностью к формированию речевых функций.

Правое (недоминирующее) полушарие обрабатывает информацию интуитивно и одновременно. Оно лучше, чем левое, справляется с задачами интерпретации зрительных образов и пространственных взаимоотношений – например, распознаванием лиц. Кроме того, правое полушарие более эффективно распознает сложные взаимосвязи, звуковые образы, например, голос и интонацию и «понимает» музыку.

Ранее теория Сперри активно использовалась школьными психологами и педагогами, стремившимися найти действенные способы прицельного развития правого или левого полушарий. Но в последнее время психологи вместо того, чтобы вовлекать учеников в определенную деятельность по активации логики или творческих способностей, предлагают более целостный подход.

«Мозг нуждается в совместной работе двух полушарий, – говорит доктор Роберт Мелилло, известный автор и эксперт в области нейропсихологии и нейроповеденческих расстройств у детей.

– Сбалансированная работа головного мозга ребенка обеспечивает хорошее функционирование пищеварительной и иммунной системы, а также повышает интеллектуальные способности.

Если работа мозга не сбалансирована, у ребенка могут возникать проблемы с моторными (двигательными) навыками, способностью обрабатывать информацию, а также проблемы с пищеварительной, гормональной и иммунной системами».

А значит, родителям необходимо попытаться отыскать, в чем кроется дисбаланс у их ребенка. Дети, имеющие левополушарные задержки, могут испытывать трудности с письмом (с написанием) и смысловым восприятием языка.

Задержка в развитии правого полушария мозга может проявляться в виде неуклюжести, неправильной осанки и слабых навыков моторики.

Если вы не знаете с чего начать, врач или психолог могут помочь вам понять источник любого дисбаланса.

Как достичь баланса полушарий мозга

Доктор Мелилло и Шерианна Бойл, школьные психологи, подчеркивают, что существуют конкретные способы, которыми вы можете помочь вашему ребенку сбалансировать работу мозга. К тому же, выполняя несколько простых упражнений, вы и ваш ребенок можете весело и интересно провести время.

Упражнения следующие:

Пересечение средней линии тела. Играйте в игры, которые буквально вынуждают ребенка пересекать среднюю линию его тела.

Например, пусть ребенок помарширует на месте, высоко поднимая колени, и при этом левой рукой хлопает по правому колену, а затем правой рукой хлопает по левому колену.

Вы можете немного усовершенствовать игру и придать ей более забавный характер, добавив в качестве фона любимую музыку. Под динамичные песни движения должны ускоряться, а под более спокойные, соответственно, замедляться. Чередуйте их для разнообразия.

Включение воображения. Позвольте вашему ребенку перенести вас в мир грез. Поощряйте его придумывать себе всевозможные игры или импровизировать в разыгрывании сценок с участием его мягких игрушек. Такое проявление творчества может действительно помочь вашему ребенку в развитии его правого полушария мозга.

«Отжимания» с карандашом. Упражнение следующее: держите карандаш перед носом ребенка. Расстояние должно быть достаточно далеким, чтобы не видеть двоения и при этом достаточно близким, чтобы по-настоящему сосредоточиться на предмете.

Медленно перемещайте карандаш вперед по направлению к ребенку и попросите его указать вам тот момент, когда он увидит вместо одного карандаша два. Попросите ребенка постараться сфокусировать свой взгляд так, чтобы снова увидеть один карандаш.

Как только у него получится достичь желаемой резкости, переместите карандаш еще немножко ближе, пока он снова не увидит два карандаша. И затем медленно двигайте карандашом обратно. Повторите так три раза. Это упражнение помогает укрепить мышцы глаз и потренировать мозг.

Жонглирование. Жонглирование – это отличная широкомасштабная деятельность мозга по балансу, ведь она требует хорошо скоординированных моторных навыков и сосредоточения внимания на объектах, которые перемещаются от одной стороны тела к другой. И хорошо то, что такой вид активности способен увлечь ребенка на несколько часов.

Свободное владение словом. Предложите ребенку следующую игру: пусть он за 60 секунд постарается назвать как можно больше слов (любой тематики), начинающиеся на определенную букву.

Посчитайте сколько слов он смог перечислить и понаблюдайте за их количеством в динамике. Вы увидите, как ему будет удаваться это все лучше и лучше.

Если у вашего ребенка присутствует соревновательная жилка, это упражнение поможет ему улучшить баланс мозга и научит соревнованию с самим собой, что тоже очень важно.

Игра «что если». Суть игры в том, чтобы задавать самые разные вопросы, которые непременно должны начинаться со слов «что если».

Что если мы все переселимся на Луну? Что если бы ты научился летать? Что если бы Бэтмен был реальным? Задайте вашему ребенку несколько вопросов в стиле «что если» и проведите совместное обсуждение ответов на некоторые из них.

Такая деятельность подталкивает детей мыслить нестандартно и развивает их творческий потенциал, используя языковые навыки левого полушария мозга. Вы также можете задать более практичные вопросы. Что если мне сделают больно? Что если кто-то будет меня дразнить? Обсудите возможные решения таких ситуаций.

Физическая активность. Выйдите из дома и поиграйте с «летающей тарелкой». Просто прогуляйтесь на свежем воздухе. Поиграйте в футбол на местном стадионе.

Упражнения являются отличным стимулом для мозга в целом, а спортивные состязания без какой-либо строгой структуры помогают сбалансировать мозг.

Поездка в парк – это также отличная возможностью завести новых друзей и улучшить свои социальные навыки.

Искусство. Помогайте ребенку раскрыть в себе творческую сторону. Можно просто в магазине канцтоваров купить карандаши, краски и альбомы для рисования. А можно пойти намного дальше и записать ребенка в кружок гончарного искусства, живописи или договориться об уроках музыки.

Учитесь расслабляться. Стресс может серьезно затруднить работу мозга. Дети и взрослые способны настолько сильно погружаться в проблему, что от возникшего напряжения, связанного со стрессовым состоянием организма, у них возникают когнитивные проблемы с концентрацией внимания и обработкой поступающей информации.

У каждого ребенка присутствует определенная степень дисбаланса мозга. У кого-то превалирует левое полушарие, а у кого-то – правое.

Эти упражнения, как и другие способы творческого самовыражения, помогут содействовать его сбалансированной работе.

Как только ваш ребенок начнет делать успехи в балансе мозга, вы заметите и будете невероятно рады его лучшей концентрации внимания, более уравновешенному настроению, лучшей моторике и укреплению физического здоровья.

Далее описаны шесть различных занятий, которые вы можете делать вместе с ребенком для того, чтобы способствовать здоровому развитию его мозга, и в итоге улучшить ряд ключевых исполнительных функций. Кстати, эти упражнения не только помогают детям, они эффективны и для взрослых!

1. «Лифт-дыхание». Практика глубокого дыхания («лифт-дыхание» или перемещение дыхания ко всем частям тела) помогает улучшить память, а также эмоциональный контроль. Дети любят его выполнять, а значит, вы можете делать его чаще. Приступить к нему можно в положении сидя, скрестив ноги, или в положении лежа. Сначала пусть ребенок просто спокойно и ровно подышит.

Далее скажите ему следующее: «Представь, что твое дыхание, как на лифте двигается через все твое тело. Для запуска лифта тебе нужно дышать через нос. Выдохни весь воздух, который у тебя есть. Потом начинай вдыхать и пусть лифт (с дыханием) медленно поднимется до уровня груди. Задержи его там.

Теперь снова выдохни весь воздух. Опять вдыхай так, чтобы твой лифт поднялся уже на самый верхний этаж, через горло в лицо и лоб. Задержи его.

Теперь выдохни и почувствуй, как вместе с выдохом этот лифт уносит вниз все твои проблемы и заботы – вниз через грудь, живот, ноги, а дальше через двери лифта и вовсе из твоего тела».

2. Тренировка координации мозга/тела. Наш мозг и наше тело являются частью общего целого – нас. А значит, физические нагрузки необходимы им в равной степени.

Когда мы тренируем их одновременно, мы фактически помогаем различным функциям мозга более активно взаимодействовать и поддерживать состояние синхронизации. Т.е.

важно понимать, что координация движений – это функция как нашего мозга, так и нашего тела.

Упражнения, представленные ниже, содействуют интеграции важнейших функций мозга, делая его работу более эффективной.

Шевеление пальцами ног. Это упражнение очень помогает координации. Дети всех возрастов могут легко научиться выполнять его. Каждое утро, прежде чем встать с постели, попросите ребенка медленно начать двигать всеми своими пальцами на обеих ногах вверх и вниз, а затем только двумя большими пальцами.

Движения не ведущей рукой. Попросите ребенка попробовать что-нибудь поделать его неосновной рукой. Если он правша, пусть использует левую, а если левша, то – правую руку, например, что-то напишет, оденется или будет пользоваться ложкой или вилкой во время приема пищи.

Перемещение наискось. Вы можете сделать это простое упражнения вместе с ребенком. Необходимо в положении сидя коснуться правым локтем левого колена.

Сделайте это упражнение пять раз, а затем выполните левым локтем к правому колену. Повторите несколько раз. Другой вариант: вы можете сделать «мельницу».

В положении стоя, ноги на ширине плеч, поочередно коснитесь правой рукой левой ноги и наоборот. Повторите несколько раз.

Освоение клавиш. Обучение игре на фортепиано или электронных клавишных инструментах является одним из лучших способов улучшить интегративные процессы головного мозга. Воспользовавшись обучающим видео, широко представленным в Интернете, вы можете освоить игру даже дома.

3. Игра на концентрацию. Упражнения, позволяющие улучшить память и концентрацию внимания, важны для всех нас!

Для детей младшего возраста вы можете предложить следующую игру: возьмите несколько игрушек и выстройте их в ряд. Пусть ребенок посмотрит на них и запомнит.

Затем накройте их чем-нибудь и уберите одну из игрушек (так, чтоб ребенок не видел). Раскройте. Задача ребенка постараться назвать отсутствующую игрушку.

Вы можете также предложить ему запомнить короткий список знакомых предметов вашего дома. Пусть он постарается вспомнить их в прямом и в обратном порядке.

Для детей старшего возраста и подростков можно предложить такую игру: разложите перед ними любые предметы, какие только найдете, дайте 15 секунд, чтобы рассмотреть, а затем заберите их из поля зрения.

Пусть ваш ребенок постарается вспомнить эти предметы, а вы подсчитайте, сколько ему удалось назвать в процентном отношении. Начните с пяти и по мере того, как ребенок освоит выполнение задачи, наращивайте их количество дальше.

Вы можете также потренировать слуховую память, предложив повторить за вами вслух ряд случайных чисел или слов. Начните всего лишь с 2-х или 3-х и также работайте над увеличением их количества.

6. Ежедневное время общения/«триумфы и крушения». В современном мире с его непрерывными смсками, интернет перепиской и телефонными разговорами, полноценное общение становится, по истине, утраченным видом искусства.

Если вы сможете ежедневно выделять время на каждого своего ребенка, чтобы узнать о его победах и проблемах и в ответ поделиться своими, это позволит значительно улучшить его коммуникативные и разговорные навыки.

Обсуждение успехов и трудностей могут также помочь в изучении навыков решения различного рода проблем.

Реализация всех этих упражнений и занятий позволит не только улучшить исполнительные функции мозга, но и построить хорошие отношения и снизить уровень стресса у всех участников, как у детей, так и у взрослых.

Для ребенка игра может быть работой, очень необходимой для его всестороннего развития. Взрослому же очень полезно время от времени «встречаться» со своим внутренним ребенком.

Так что ваши совместные веселые «тренировки» мозга будут способствовать обоюдному развитию.

Доктор Роберт Майерс, детский психолог

Источник: https://pikabu.ru/story/uprazhneniya_dlya_trenirovki_mozga_u_detey_6525664

Мед-Центр Сосуд
Добавить комментарий