Реабилитация детей с Детским Церебральным Параличом

Реабилитация детей с детским церебральным параличом (ДЦП)

Реабилитация детей с Детским Церебральным Параличом

Реабилитация детей с ДЦП

Здоровый человек никогда не задумывается о том, как он двигается. А вот для ребенка с ДЦП движение – это целая наука, которую ему предстоит освоить под руководством врачей и родителей.

Мы рекомендуем начинать реабилитацию по принципу КМС: как можно скорее, и не останавливать ее никогда.

Ведь качество жизни ребенка с таким тяжелым диагнозом напрямую зависит от усилий, которые прилагаются к его развитию.

Диагностика и подбор методов

Реабилитация детей с ДЦП – сфера, в которой у врача никогда не бывает двух схожих случаев. Ведь у каждого ребенка своя степень выраженности патологий, особенности развития и наследственности, свои физические данные. Поэтому программа всегда подбирается персонально:

·         В первую очередь реабилитолог знакомится с малышом и его родителями;

·         Изучает медицинскую карту маленького пациента и результаты проведенных исследований;

·         Делает выводы по поводу патологии и проверяет результаты осмотра и собственной диагностики.

И только на основании всей собранной информации подбирается набор методов двигательной реабилитации, массажа и ЛФК, который поможет скорректировать состояние ребенка и научить его базовым навыкам.

Программа реабилитации детей с ДЦП

Детский церебральный паралич – мультисистемная болезнь, которая выражается не только параличом отдельных групп мышц, но и целым рядом других расстройств:

·         Снижением способностей к координации движений;

·         Речевыми нарушениями;

·         Отставанием в интеллектуальном и когнитивном развитии;

·         Гипертонусом, спазмами, а затем и атрофией мышц;

·         В запущенных случаях возможна и деформация конечностей, контрактура суставов.

Поэтому программа реабилитации детей с ДЦП обязана включать меры предотвращения осложнений, упорную работу над развитием опорно-двигательного аппарата и набором мышечной массы, а также целый ряд методик эрготерапии и общего развития малыша. С самого момента постановки диагноза перед врачами и родителями стоит задача максимально адаптировать ребенка к жизни среди обычных, здоровых людей.

В реабилитационных центрах любая программа включает в себя:

·         Применение методов двигательной реабилитации и нормализации тонуса мышц;

·         Эрготерапию;

·         Физиотерапию и массаж;

·         Работу с логопедом и детским психологом;

·         Арт-терапию и игры, которые помогают детям развиваться интеллектуально и эмоционально;

·         Обучение родителей.

Последнему пункту уделяется максимум внимания. Ведь реабилитация ребенка-инвалида ДЦП должна быть непрерывной. Покинув центр, родители не должны прекращать занятия. Напротив, от интенсивности работы с малышом зависят и перспективы восстановления и адаптации.

Методы реабилитации детей с ДЦП

Ныне разработано множество методик, позволяющих устранить спазмы и гипертонус мышц, восстановить координацию движений, нарастить мышечную массу и дать ребенку шанс сделать свои первые шаги. В реабилитационных центрах наших партнеров для детей с диагнозом ДЦП применяется целый набор методик:

·         Войта- и Бобат-терапия. Практики, способствующие нормализации работы мышц и началу активного движения. При ежедневном использовании этих практик ребенок довольно быстро начинает ползать и переворачиваться. А главное, они не требуют специального оборудования. Поэтому реабилитологи активно обучают мам, чтобы они могли повторять Войта- и Бобат-терапию дома;

·         Виброплатформа – тренажер, который способствует снятию мышечного спазма, активизации кровотока и обмена веществ, набору массы. А главное, такие занятия очень нравятся малышам, поскольку напоминают увлекательную игру;

·         В медицинских центрах также используются тренажеры израильских и европейских производителей, способные давать обратную связь (БОС). Занятия малышей на них не только эффективны, но и информативны. Врач может оценить достижения ребенка и, при необходимости, скорректировать программу;

·         ЛФК. Лечебная физкультура – набор упражнений, который подбирается врачом с учетом физических возможностей малыша. Это один из самых старых методов, доказавший свою эффективность десятилетиями применения;

·         Методика функциональной электростимуляции (ФЭС). Нейро-ортезы WalkAide стимулируют нервы и мышечные волокна во время ходьбы, помогая ребенку улучшить рисунок ходьбы, избавиться от спазмов и обрести равновесие во время фазы опоры. Многие малыши именно с этой нейро-реабилитационной системой делают свои первые уверенные шаги.

Огромное значение в реабилитации детей с ДЦП имеет электростимуляция мышц. Затруднения движений связаны с атрофическими процессами мускулатуры одной конечности и рефлекторными спазмами от перегрузки на второй. Умеренная стимуляция током малой частоты «уравновешивает позиции», помогая организму освоить функции, которые здоровым людям даны от рождения.

Физические нагрузки для детей с ДЦП подбираются персонально, потому как они не должны ни причинять ребенку боль, ни быть слишком простыми для него. Баланс – залог эффективной реабилитации.

Массаж

Массаж – лучшее средство стимуляции кровообращения и обмена веществ в тканях. Верно исполняемая техника, разработанная специально для детей-инвалидов с ДЦП поможет:

·         Избежать контрактуры суставов и деформации конечностей;

·         Избавиться от атрофии и набрать мышечную массу;

·         Снять спазм и гипертонус;

·         Подготовить опорно-двигательную систему ребенка к физическим занятиям.

Дцп и когнитивное развитие                          

Нередко детскому церебральному параличу сопутствуют и нарушения речи, задержка психоэмоционального и интеллектуального развития. Поэтому перед врачами и родителями стоит важнейшая задача адаптации ребенка к окружающему миру и развитию у него базовых навыков счета, распознания цветов и предметов, самостоятельного потребления пищи, а в идеале – хождения и полного самообслуживания.

В реабилитационных центрах с детьми занимается междисциплинарная группа врачей:

·         Эрготерапевт – врач, обучающий ребенка базовым навыкам. Именно под его руководством малыши учатся самостоятельно держать ложку, ползать и делать свои первые шаги;

·         Логопед. Задержка речевого развития встречается у 80% детишек с ДЦП. Логопед обучает их произношению звуков и слов, работает над навыками вербального и невербального общения;

·         Психолог и педагог-дефектолог. Малышам свойственно обучаться во время игры и с любопытством изучать мир. И дети-инвалиды по ДЦП не являются исключением из правила. Комплексная работа дефектолога способствует получению базовых знаний и навыков в процессе игры;

·         Мелкая моторика у детей тесно связана с развитием мозга. Поэтому при легкой и средней степени тяжести ДЦП в программу реабилитации включается и арт-терапия.

Важно понимать, что степень устранения симптомов болезни напрямую связана с тяжестью болезни. Так, малыш страдающий тяжелой формой, вряд ли когда-нибудь сможет ходить.

В лучшем случае его родители могут рассчитывать на то, что он научится самостоятельно сидеть в инвалидном кресле.

Но бывают и такие формы, при которых можно добиться полного восстановления – в курсе реабилитации ребенок начинает ходить и обучается навыкам самообслуживания.

В любом случае, родителям никогда не стоит терять надежду на лучшее, ведь только упорная, ежедневная работа с ребенком при ДЦП способна улучшить качество его жизни и дать шанс на полноценную жизнь.

в социальных сетях:

Источник: http://walkaide.ru/detyam/reabilitatsiya-detey-s-dtsp/

Реабилитация детей с ДЦП — виды программ по восстановлению

Реабилитация детей с Детским Церебральным Параличом

Детский церебральный паралич – это заболевание, которое требует прохождение всевозможных процедур и программ.

Реабилитация детей с ДЦП включает в себя физические мероприятия по восстановлению мышечной активности, социальную адаптацию, употребление медикаментов, психологическую подготовку.

Дети, которым поставлен диагноз ДЦП, на всю жизнь остаются инвалидами.

Это объясняется тем, что поражены те участки головного мозга, которые отвечают за правильную речь и мышечный тонус. После рождения для каждого ребенка составляется своя индивидуальная программа по восстановлению (реабилитации).

В первую очередь, больному малышу необходима медицинская реабилитация. Существует значительное количество медицинских методов лечения – это и употребление медикаментозных препаратов, и лечебный массаж, и специально подобранные физические упражнения, и физиотерапевтические мероприятия.

Медикаментозная терапия

Медикаменты применяются в первые шесть месяцев жизни малыша или при частых судорогах, а также для предотвращения самопроизвольных действий и снижение спастики мышц.

Медикаментозная терапия включает в себя следующие препараты: ноотропил, пирацетам, актовегин, церебролизат, церебролозин, солкосерил, агапурин, трентал, тималин, кортексин, сермион и другие.

Препараты назначаются врачом в необходимой дозировке.

Для улучшения работы нервной системы используются фолиевые и липоевые кислоты, бемитил, глицин и другие комплексные аминокислоты, рибоксин, АТФ и другие. Также с учетом особенностей организма используются аитоиммунные, гормональные и биогенные препараты.

Антиконвульсанты – это группа медикаментов, которые предохраняют от судорожной активности. Как правило, такие препараты применяются довольно продолжительное время.

Бензодиазепины – эта группа препаратов используется при очень сильных судорогах или эпилептических припадках. Наиболее распространен среди препаратов диазепам – он воздействует непосредственно на химические процессы, происходящие в головном мозгу.

Для устранения спастики (болезненного сокращения мышц) применяются следующие препараты: диазепам (расслабляет и мозг, и тело), баклофен (блокирует сигналы мозга о сокращение мышц), дантролен (имеет непосредственное влияние на сокращение мышечных тканей).

Также к медикаментозному лечению относятся инъекции ботулинового токсина А, более известного, как ботокс.

Препарат вызывает умеренный паралич мышечных тканей и снимает их напряжение. Эффект от инъекций может продержаться от 3 до 6 месяцев.

Медикаментозная терапия не дает долгого эффекта и является дополнением к другим методикам лечения.

Лечебная физкультура

Лечебная физкультура (ЛФК) – это необходимая процедура при реабилитации ДЦП. С помощью физкультуры ребенок сможет улучшить координацию своих движений, уменьшить нарушение мышечного тонуса, приобретет необходимые навыки, необходимые для нормальной жизни.

Лечебная физкультура сформирует у малыша необходимые трудовые навыки, научит правильным телодвижениям, освоит навыки самообслуживания.

Для каждого отдельного ребенка составляется определенная программа занятий в соответствии с его степенью заболевания, возраста, особенностям развития. Важное значение имеет регулярность, непрерывность и постепенное увеличение нагрузок.

Для первых двух лет жизни ребенка с ЦП очень важно развивать его вестибулярный аппарат.

Для этого необходимы следующие упражнения:

  • ходьба с поворотом головы;
  • ходьба с размахами руками вперед-назад;
  • ходьба с закрытыми/открытыми глазами;
  • поднятие головы из положения лежа;
  • наклоны туловища вправо-влево, вперед-назад;
  • «ползание» по твердой поверхности;
  • разработка шеи, конечностей и суставов.

Детям от двух лет и старше рекомендованы следующие упражнения:

  • «мельница»;
  • наклоны туловища влево-вправо;
  • продольные и поперечные выпады ногами;
  • приседания;
  • растяжка ног различными способами;
  • подтягивания и отжимания;
  • «лодочка»;
  • подъем ног из положения лежа.

Физиотерапия

Физиотерапия включает в себя множество разных процедур: водолечение, электролечение, магнитотерапия, грязелечение, электростимуляция, иппотерапия, ультразвук, электрофорез и другие.

Электротерапия может назначать с первого дня жизни и длится от нескольких секунд до нескольких минут.

Под воздействием этой процедуры улучшается кровообращение и работа импульсов головного мозга.

Ультразвук используется как тепловая процедура, используемая для того, чтобы расширить сосуды ребенка.

Электрический сон применяется при нарушении сна, приступах эпилепсии и противопоказания к другим методам физиотерапии.

Одной из самых популярных процедур физиотерапии являются водные мероприятия: это и соленые ванны, плавание в бассейне, морские и хвойные ванны, дельфинотерапия. Как правило, водные процедуры сочетаются с гимнастикой и подводным душем-массажем.

Психолого-педагогическая и логопедическая коррекция

В комплексное лечение ДЦП также входят занятия с педагогами-психологами и логопедами.

Основные принципы психолого-педагогической работы:

  • развитие навыков общения с окружающими: речи, эмоций, игровых и трудовых навыков;
  • организация окружающей среды ребенка, чтобы он из-за болезни не слишком отличался от своих сверстников;
  • стимуляция интеллектуальной деятельности;
  • формирование представлений о пространстве и времени;
  • развитие пяти основных чувств;
  • подготовка к учебной и познавательной деятельности: чтение, овладение письмом, математические и физические представления;
  • формирование правильной координации и моторики;
  • воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Большой вклад в коррекционную работу с ребенком вносит логопедия. Основными принцами логопедической работы являются:

  • развитие правильной и понятной окружающим людям речи;
  • улучшение артикуляции;
  • устранения нарушений произношения каких-либо слов;
  • формирование речевого дыхания и голоса;
  • развития силы голоса и речевого потока.

Социально-средовая реабилитация детей с ДЦП

Социально-средовая адаптация направлена на обучение ребенка навыков общения и поведения в той или иной социальной среде: в школе, детском саду, на улице и так далее.

Как правило, программа по социальной адаптации включает в себя следующие пункты:

  • обучение ребенка навыкам поведения в социуме (обществе);
  • трудовая терапия;
  • социально-культурная адаптирование;
  • социально-бытовая реабилитация;
  • индивидуальная терапия – составляется согласно возрасту, диагнозу и уже приобретенным навыкам.

Как правило, дети с церебральным параличом намного эмоциональнее и возбудимее своих сверстников, поэтому очень важны занятия с профессиональными психологами и социологами.

В рамках социально-средовой адаптации ребенка учится отличать плохое от хорошего, позитивному отношения к своей семье, к друзьям и сверстникам, к школе и процессу обучения, к окружающими миру. Дети на примерах учатся подобающему поведению в меняющемся и иногда пугающем их мире.

Благодаря постоянным и непрерывным занятиям у разного рода специалистов и прохождением различных процедур, ребенок научится сосуществовать в окружающей его среде, учиться, развиваться и радоваться жизни.

на тему

Источник: http://neuro-logia.ru/zabolevaniya/detskij-cerebralnyj-paralich/reabilitaciya-detej-s-dcp.html

Мед-Центр Сосуд
Добавить комментарий